Технология "Синквейн"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дьяченко Марина Яновна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.                          Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

 

Технология

                                                     

                             для работы с детьми старшего возраста

                             

                                                                                        Подготовила:

воспитатель 1 категории

                                                                                                                                   Дьяченко М.Я.

Синквейн - это стихотворение,

состоящее из пяти строк, в котором человек

высказывает своё отношение к проблеме.

                     

                                     ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

-первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

-вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

-третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

-четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

-пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.                                                                                                                

Если смотреть на синквейн с точки зрения педагогики, то под данным термином нужно понимать свободное творчество, требующее от автора умения и навыки находить в информационном материале наиболее важные и существенные моменты, после чего подводить итоги. Другими словами, ситуация или история должны быть кратко сформулированы.

Синквейн можно использовать в качестве итогового задания для проверки материала. Также их составление помогает человеку обогатить свою речь и сформировать аналитические навыки.

Особенно полезно составлять синквейны детям, тогда удастся обогатить их речь, более того, они будут развиваться намного быстрее своих сверстников.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.                          Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Номер

строки

Число слов в

строке

Содержание строки

   

  Части речи

            Примеры

1

   1

      Тема синквейна

Существительное

или местоимение

   Книга

Котенок

2

   2

       Признаки

Прилагательное или причастие

Заниматель-ная

интересная

Пушис-тый

игривый

3

   3

 Действия

Что делает? Какое влияние оказывает?

Как меняет окружаю-

щий мир?

Глаголы или деепричастия

Увлекает, развлекает, учит

Прыгает играет, царапает

4

   4

Личное отношение

(описание главного для автора)

Короткое предложение

Читай книги каждый день или чтение – путешествие в другой мир.

Мой домаш-ний питомец или я люблю котенка

5

  1-2

Итог

Вывод /суть понятия/

ассоциации

Чаще всего –

существительное

Удоволь-

ствие/

интерес

Домаш-нее животн-ое

Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей.

Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».

Соответственно, первая строка –  «мыло».

Вторая строкадва прилагательных, свойства предмета. Мыло какое?  Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное          мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое           и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия,                  которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть,          а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать    себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

                           Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
  4. Использование синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
  1. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
  2. Синквейн– это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

 

             

               Примеры синквейнов, составленных с  детьми:

Байкал.

Большой, холодный.

Завораживает, пугает, притягивает.

Все хотят увидеть.

Жемчужина.

Конфета.

Сладкая, вкусная.

Радует, манит, вредит.

Много нельзя!

Очень люблю.

Зима.

Холодная, снежная.

Развлекает, морозит, веселит.

Можно на санках с горки!

Зимой Новый год!

Лето.

Теплое, жаркое.

Греет, брызгается водой, пархает.

Летом очень хорошо.

Самое любимое время года.