Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Долгополова Татьяна Николаевна

Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник" для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_-_budushchiy_pervoklassnik.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 111

______________________________Лапина Щ.Д.

_____________________________________________

«_________»_________________________2021 г.

Познавательно-творческий проект

«Я – будущий первоклассник»

для детей 6 – 7 лет

группы компенсирующей направленности № 5

«Солнышко»

Разработчики:

Захарова О.Ю. – учитель-логопед

Долгополова Т.Н. - воспитатель

2021 год

Пояснительная записка

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, правильная, хорошо сформированная  речь – непременное условие готовности к школьному обучению.  Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребёнку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармонического развития.

Представленный познавательно-творческий проект «Я – будущий первоклассник» поможет детям 6-7 лет с нарушениями речи научиться формулировать свои мысли, правильно согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы и составлять рассказ по схеме или предложенному плану. Он направлен на формирование у дошкольников бережного отношения к окружающей среде, активизацию словаря, развитие грамматического строя речи.

В течение года дети играют, совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. В ходе проекта они учатся различать предметы, сравнивать их, рассказывать и пересказывать, рассуждать и объяснять, отвечать на вопросы. Дети с нарушениями речи участвуют в познавательно-практической работе со взрослыми и сверстниками: обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

В занятиях используются задания, дидактические упражнения и игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение, расширяющие словарный запас и кругозор, воспитывающие  нравственные качества, навык связного высказывания.

В работе с дошкольниками важно обращать внимание на правильность их речи в повседневной речи, стимулировать речевую активность (рассказы о своих впечатлениях, пересказ, вопросы и ответы).

Всё это поможет детям подготовиться к школьному обучению.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.

Задачи:

- расширить знания о школе, создать позитивное отношение к обучению в школе;

- стимулировать познавательную активность;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;

- найти сведения о школе в художественной литературе, стихах, мультфильмах, пословицах и поговорках.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: групповой.

Характер содержания проекта: ребёнок – взрослый.

Срок реализации проекта: сентябрь – май.

Формы и методы работы: тематический принцип планирования логопедической работы по уточнению и обогащению словарного запаса детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Интегрированные фронтальные занятия с элементами продуктивной деятельности, которые значительно быстрее развивают восприятие и осознание речи с детьми, так как она приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Методы:

- наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- занятия, беседы, дидактические и подвижные игры;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- игровая деятельность;

- практическая (продуктивная) деятельность;

- просмотр предметной и сюжетной наглядности по теме.

Ресурсы проекта: иллюстрированный материал, фотографии, открытки, художественная и научно-познавательная литература, интернет материалы, загадки,  пословицы, поговорки, проза,  стихотворения; развивающая среда (выставки рисунков и поделок).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Цели

I

- формирование интереса к выполнению проекта,  уточнение задач проекта;

- обучение передачи в рисунке интерьера школы.

II

- упражнение в составлении рассказа;

-развитие связной речи;

- умение передавать впечатления и эмоции от посещения школы дошкольника.

III

- обобщение знаний о школе;

- развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

IV

- создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи;

- изучение Декларации прав человека,

- расширение знаний об окружающем мире.

V

- развитие связной речи;

- закрепление умения классифицировать предметы;

- расширение знаний об окружающем мире.

VI

- развитие творческих способностей, воображения.

- закрепление умения составлять предложения по предметным картинкам по теме.

VII

- расширение знаний об окружающем мире;

-развитие связной речи.

VIII

- развитие мелкой моторики:

- развитие интереса к художественной литературе.

IX

- развитие пространственного мышления;

- расширение географических представлений.

X

- развитие мелкой моторики;

- развитие познавательной активности;

- расширение знаний об окружающем мире.

XI

- создание позитивного отношения к обучению в школе;

- помощь в школьной адаптации;

- обучение составлению рассказа;

XII

- развитие творческой инициативы.

- обобщение полученных знаний и опыта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • ребёнок овладевает  основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита мелкая и крупная моторика; он подвижен, владеет основными движениями;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями.

Образовательные

области

проекта

Вид

детской

деятельности

Осуществляемая детьми

деятельность

1

2

3

Познавательное развитие – основная образовательная область

Познавательно-исследовательская

Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ.

Игровая

Проявляют доброту, заботу; умеют попросить о помощи и оказать её, сдержать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная

Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времён года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.

Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение.

        

        ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Беседа «Что мы знаем о школе?»

Рисование на тему «Моя школа».

Творческое рассказывание «Я в школе дошкольников».

Конструирование «Моя школа».

Октябрь

Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Воронковой  «Подружки идут в школу».

Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».

Беседа «Зачем надо учиться?»

Ноябрь

Творческое рассказывание «Твой рюкзак».

Чтение художественной литературы В. Берестов «Мой портфель».

Декабрь

Журнал «Скоро в школу».

Чтение художественной литературы С. Маршак «Кот и лодыри».

Режим дня будущего первоклассника

Январь

Конструирование  «Рабочее место ученика дома» (конструктор).

Чтение художественной литературы А. Барто «В школу», «Я выросла»

Раскрашивание рисунков на школьную тематику.

Февраль

Загадки о школе.

Карта «Дорога в школу».

Март

Презентация «Первый раз в первый класс».

Плоскостное моделирование.

Апрель

Серия сказок М. Памфиловой «Лесная школа».

Творческое задание «рисование правил»  (по сказкам).

Май

Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».

Оформление уголка «Я иду в школу».

Использованная литература

  1. Агранович З.Е.  Времена года. Спб. 2015.
  2.  Анищенкова Е.С.  100 лучших пальчиковых игр. М., 2012.
  3.  Арушанова А.Г.  Развитие коммуникативных способностей дошкольников. М., 2011.
  4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Логопедические занятия в детском саду (подготовительная группа). М., 2014.
  5.  Гуськова А.А.  Обучаем дошкольников пересказыванию. М., 2017.
  6. Журова Л.Е.  Обучение дошкольников грамоте. М., 2012.
  7. Козырева Л.М.  Развитие речи детей 5 – 7 лет, М., 2010.
  8. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014.
  9.  Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2010.
  10.  Метельская Н.Г.  100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2017.
  11.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  12. Нищева Н.В.  Обучение  грамоте детей дошкольного возраста. М., 2017.
  13.  Ожегов С.И.  Словарь русского языка. М., 2014.
  14.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  15.  Ткаченко Т.А.   Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М., 2008.
  16.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.   Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект "Я - будущий первоклассник".

Проект позволяет сформировать у детей подготовительной группы стойкий познавательный интерес к обучению в школе....

Проект "Мы-будущие первоклассники"

Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большин...

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"

Педагогический проект "Школа будущего первоклассника - ОБУЧАЙКА"...

Проект «Мы – будущие первоклассники»

Актуальность: переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду  - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспеч...

проект " Мы будущие первоклассники"

Познакомить детей с новой жизнью школы....

Проект "Мы будущие первоклассники"

Поступление в школу - событие в жизни ребёнка. Объединёнными усилиями воспитателей, учителей, родителей, важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учёбе, сделать для них поступление в шко...

Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"

Познавательно-творческий проект " Я - будущий первоклассник"для детей 6 – 7 лет группы компенсирующей направленности...