Артикуляционная гимнастика "Учимся правильно говорить"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Милохова Елена Петровна

Цель: создание условий для развития речи детей через активизацию органов артикуляции.

Задачи:

  • подготовить артикуляционные органы к формированию правильного звукопроизношения;
  • укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;
  • формировать умение чётко проговаривать слова и слоги;
  • развивать координацию движений и навык переключения движений;
  • развивать внимание, познавательный интерес, мотивацию развития речи;
  • закрепить знания детей о времени года - весна;
  • совершенствовать умение слышать и слушать воспитателя;
  • воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике, доброжелательное отношение друг другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art._gimn.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для развития речи детей через активизацию органов артикуляции.

Задачи:

  • подготовить артикуляционные органы к формированию правильного звукопроизношения;
  • укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;
  • формировать умение чётко проговаривать слова и слоги;
  • развивать координацию движений и навык переключения движений;
  • развивать внимание, познавательный интерес, мотивацию развития речи;
  • закрепить знания детей о времени года - весна;
  • совершенствовать умение слышать и слушать воспитателя;
  • воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике, доброжелательное отношение друг другу.

Материал и оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, зеркало.

                                     

                                             Ход:

    Вводная часть:

    Воспитатель: Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

  Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим об очень важном органе нашего организма. Но, а каком, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего….(язык)

Воспитатель: Молодцы, угадали. Ребята, для чего человеку нужен язычок? (Ответы детей)

Основная часть:

Воспитатель: Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения - зарядку, ведь если язык вялый, ленивый, то и говорит он некрасиво, неправильно. Научим ваш язычок правильно, красиво говорить? (Ответы детей)

(Воспитатель выставляет картинку на каждое упражнение и читает стихотворение. Зеркало для каждого ребенка. Общий комплекс упражнений для языка)

  1. «Лопаточка»

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

(Язык надо расслаблять. И под счет его держать. Счет до 5)

  1. «Накажем слегка непослушный язык» 

Мы язык прижмем зубами

Та-та-та, та-та-та.

А потом прижмем губами

Пя-пя-пя, пя-пя-пя.

  1. «Чищу зубы» Нижние и верхние

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, не темнели,

 Не желтели чтоб они.

4. «Часики».

     Влево-вправо, влево-вправо 

     Мой язык скользит лукаво:

     Словно маятник часов

     Покачаться он готов.

5.«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх- вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

  1.  «Лошадка»

Я – веселая лошадка,

         Темная, как шоколадка.

         Язычком пощелкай громко –

         Стук копыт услышишь звонкий.

Воспитатель: Ребята, весной в лесу все звери просыпаются, сейчас мы с вами поиграем и будем их изображать. Вы готовы?

Артикуляционная гимнастика «В лесу».

Побывали мы в лесу,        

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая.

(Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько  секунд)

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

(Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить.     При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки)

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк.

(Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.)

Под сосной дремал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

(Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед)

Услыхал тот рев зайчишка

И помчался прочь вприпрыжку!

Через чащу проскакал,

Сел под кустиком - устал.

Рева больше он не слышит,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот.

(Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе)

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб нашел огромный,

Фыркает довольно. Вот так.

(Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф)

А по веткам - скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так.

(Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот теперь ваш язычок готов говорить красиво и правильно. Давайте попробуем проговорить скороговорки про весну:

- Две синицы прилетели на сосну, две синицы, две сестрицы засвистели про весну (д-с)

- Летит скворец - весны гонец. (с-ц)

-  Галка села на палку, палка ударила галку. (г-п)

- Валин валенок, провалился в проталинок. (в-к)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами еще знаем чистоговорку «Весна идет», давайте повторим.

Чи – чи – чи – чи,

С юга прилетят грачи.

Ведь – ведь – ведь – ведь,

Просыпается медведь.

Нег – нег – нег – нег,

На полях растаял снег.

Ёк – ёк – ёк – ёк,

Из – под снега ручеёк.

Йод – йод – йод – йод,

Затрещал на речке лёд.

Очки – очки – очки – очки,

На ветвях набухли почки.

Ист – ист – ист – ист,

Выглянул из почки лист.

Ель – ель – ель – ель,

Песенку поёт капель.

Вон – вон – вон – вон,

Капель звонкий перезвон.

Сна – сна – сна – сна,

В гости к нам идёт весна.

Ок – ок – ок – ок,

Дети вышли на лужок.

Ать – ать – ать – ать.

Побежим весну встречать.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы! У всех всё получилось? (Ответы детей) Что     легко было выполнять, а что сложно? (Ответы детей) Как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша речь стала красивой и правильной? (Ответы детей) 

Воспитатель: Нужно делать упражнения, тренировать язычок,   проговаривать скороговорки и чистоговорки.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков те...

Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков тесно св...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...