Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Жмака Виктория Владимировна

 " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty_dialog_zhmaka_v.v.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад №6

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Сообщение из опыта работы по теме:

«Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Жмака Виктория Владимировна

20.04.2023 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Тема моего выступления - «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

        Развитие речи у детей является одной из главных задач речевого воспитания. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

         Начиная работу в этом направлении с детьми младшего дошкольного возраста, я начала отталкиваться на  следующие факторы, влияющие на развитие речи:

- речевое окружение (речевая среда);

- педагогические воздействия.

        Вначале я начала формировать интерес к играм - драматизациям, складывающийся в процессе  просмотра небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок с наглядными иллюстрациями и пособиями.

        В дальнейшем я стимулировала  желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

        Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

        И в процессе  своей работы я выстроила алгоритм :

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, бабочки полетели) и имитация основных эмоций человека (получили подарок - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте, обидел друг- стали грустные, печальные)- по итогу у детей проявился эмоциональный отклик, интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации;

- Игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые ребята захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за кустик) - дети становились более эмоционально в вовлечены игру.

- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей - Сначала читали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрывались совместно и индивидуально с более стеснительными и стеснительными детками.

        Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали роли всех героев, их ролевые диалоги.

        Я заметила, что игра по сказке интересует детей довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: либо чтение текста, либо обыгрывание эпизодов, или проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, либо работа над оформлением. Дети представляли себя героями литературного произведения и повторяли вместе со мной ролевые диалоги персонажей.

- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель используя эмоции, мимику персонажей, при этом показывая иллюстрации к ним- у детей развивалось слуховое и зрительное внимание и восприятие, желание подражать;

 - Ролевой диалог героев сказок (“ Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя») и инсценирование фрагментов  этих же сказок о животных- в процессе работы над этим этапом у ребят сформировалось умение взаимодействовать с другими участниками игры, играть дружно, исполнять роли по очереди, и самое главное развитие речевой активности.

        

        Фигурки пальчикового театра мы начинали использовать в совместных со мной играх - импровизациях на заданные темы. В дальнейшем ребята самостоятельно берут на себя роль, а я постепенно вливаюсь в процесс игры, создавая им проблемные ситуации или нахожу мотивацию

( например зайчик потерялся в лесу…. дети начинают предлагать дальнейшие действия героя;

либо выкладываю на фетровом полотне отдельные элементы знакомой сказки тем самым стимулируя дальнейшее развитие сюжета.

        Понимая, что для развития игры – драматизации, для возникновения ее в самостоятельной деятельности детей необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх, я создала в группе

“Центр театрализации», который постоянно пополняется как различными видами театра, так и различные атрибутами: маски – шапочки, костюмы для ряженья детей, сюжетные фигурки, игрушки-варежки,пальчиковый театр, фетровое полотно, магнитная доска с фигурами -заместителями. Малыши охотно используют в игре все содержимое данного центра. Все атрибуты мобильны и доступны для детей.

        На данном этапе  использования театрализованной деятельности для развития речи в работе с детьми я я отметила результат:

- малыши проявляют собственную инициативу, беря в игру игрушки -варежки оживляют их, наделяют голосом, образом и выстраивают собственный диалог;

-самостоятельно обыгрывают отрывки знакомых сказок;

- с большим интересом играют в пальчиковые театры.

          В заключении, я бы хотела сказать, что  разыгрывание потешек, стихотворений, небольших сказок  способствовало тому, что речь у моих малышей стала более развитой и выразительной, расширился словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи.  

        Несомненно развитие речи происходит в течение всего дня, во всех играх и режимных моментах. Но чем разнообразнее будут педагогические методы и приёмы, формы работы в этом направлении, тем богаче и правильнее будет речь наших воспитанников.

               СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

"Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

laquo;Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.СухомлинскийИгра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ...

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью  работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...