Открытое интегрированное занятие по развитию речи: «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы» (подг.гр.)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Волошина Елена Александровна

Открытое интегрированное занятие по развитию речи: «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r_zauchivanie_stihotvoreniya_solovevoy.docx118.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи:

 «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы»

Цель: совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Задачи: 

  1. Познакомить детей со стихотворением П. Соловьёвой «День и ночь».
  2. Закрепить знания о времени года весна.
  3. Развивать речь, память, мышление, внимание.
  4. Обогащать словарный запас детей.

5. Упражнять в выразительном чтении и заучивании стихотворения, с опорой на мнемотаблицу.

6. Воспитывать интерес к поэзии, доброжелательные дружеские отношения к друг другу.

7. Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Оборудование: портрет П. Соловьевой, мнемотаблица для заучивания стихотворения, листы бумаги (черная, оранжевая), квадратной формы, схема складывания из бумаги кота, восковые цветные карандаши.

Ход деятельности:

1. Введение в ситуацию.

- Ребята! Сегодня в нашей группе светло и радостно! А радостно от ваших светлых улыбок, ведь каждая ваша улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

Солнышко, солнышко, в небе свети!              (Тянем руки верх)

Яркие лучики нам протяни.                             (Вытягиваем руки вперед)

Ручки мы вложим в ладоши твои.                  (Беремся за руки)

Нас покружи, оторвав от земли.                      (Кружимся)

- Ребята, отгадайте, о чем я сейчас вам скажу?

Она раскрывает почки, она выпускает листочки, деревья она одевает, и землю всю согревает… (Картинка - Весна).

- Правильно! Это Весна!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, назовите приметы весны? (Ярко светит солнце, тает снег, появились проталины, бегут ручьи, набухают на деревьях почки, зеленеет трава, прилетают с юга птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, некоторые животные просыпаются от зимней спячки, появляются насекомые, первоцветы, люди надевают весеннюю одежду).

- Скажите, вы замечали, как выглядит день зимой? (Он короткий)

- А, ночь? (Длинная)

- А, весной день какой? (Длинный)

- А, ночь? (Короткая)

-  Молодцы ребята, вы правильно ответили.

2. Затруднение в ситуации (возле экрана)

Ребята, а вы знаете, что о весне написано очень много песен, рассказов, стихотворений. Посмотрите на экран. Вы знаете, кто это? А хотели бы узнать? Это…

Поликсена Сергеевна Соловьёва (фото на экране).

Родилась: 

20 марта 1867 г., Москва 

 Была последним, двенадцатым ребёнком в семье. Отец - Сергей Соловьёв и мать - Поликсена Романова. Рано, в пять лет, научившись читать и писать, увлеклась поэзией. Увлеклась так, что стала русской поэтессой, писала замечательные стихи, была переводчицей и художницей. Стала издателем детского журнала «Тропинка».

Умерла: 

16 августа 1924 г. (57 лет)

https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/5503081/551838660/S122x183_2x

- Ребята, кем была Поликсена Соловьева?

- Может вы мне скажете, чем мы сегодня будем заниматься на занятие?

Сегодня познакомимся со стихотворением, которое называется «Ночь и день», которое написала Поликсена Соловьева, а также попробуем его запомнить. Но сначала, я предлагаю вам его внимательно послушать.

  1. Открытие нового знания или способа действий.

(Аудиозапись стихотворения)

Ночь зимой – как чёрный кот,

День, как серенькая мышь.

Но весна, весна идёт,

 Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

 Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезает тьма и тишь,

 И теперь наоборот:

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой, блестящий кот.

Ребята! Вам понравилось стихотворение? Какое оно по характеру? (грустное или весёлое). О чем автор хотел рассказать нам в своем стихотворении? (о весне).

С кем сравнивает поэт день и ночь в стихотворении? (С котом и мышью).

- А что означает щебет воробьёв? (Пение).

- А вы знаете что такое тьма? (темнота).

- А что такое тишь? (Тишина).

Давайте с вами произнесем еще раз каждое слово и определим, сколько в них слогов.

- Чтобы легче было определять слоги, что нам может помочь?

-  Молодцы ребята!

 (Дети проходят и присаживаются на ковер перед мольбертом)

- Ребята, попробуем выучить стихотворение?

- Но прежде, чем мы начнем запоминать стихотворение, давайте проведем упражнение.

- Произнесем слоговой ряд кап-кап-кап по – разному (громко, тихо, быстро, медленно…)

- Молодцы!

  1. Введение новых знаний в систему знаний.

- Посмотрите на мальберт.  На нем мнемотаблица.

-  А что такое мнемотаблица? В ней изображены картинки - подсказки.    Правильно они помогут запомнить стихотворение.

- Я читаю стихотворение, вы слушаете и соотносите его с мнемотаблицей.

(Чтение по таблице).

- Молодцы!

-  Теперь будем по одному проговаривать каждую строчку стихотворения с помощью мнемотаблицы.

- Кто расскажет всё стихотворение? (вызываю 2-3 детей).

- Очень хорошо ребята!

- А теперь все вместе хором расскажем это стихотворение ещё раз!

- Отлично! Умницы!

***Ребята, а у меня для вас сюрприз. Мне так понравился черный кот в мнемотаблице, я предлагаю вам сделать кота из бумаги.

- Как называется техника складывания фигур из бумаги? (Оригами)

- Перед вами бумага двух видов цветов: черная и оранжевая. Вы можете выбрать по желанию, лист бумаги такого цвета, какого бы хотели сделать кота, черного или рыжего.

     - Попробуем?

- Но прежде чем приступить к работе, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Подставляй ладошку,                       (Вытягиваем руку ладошкой вверх)

Расскажу про кошку.                        (Гладим ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать,                (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз – два – три – четыре – пять!     (Поочередно загибаем пальцы)

Вот – кулак,                                         (Пальцы в кулаке)

А вот - ладошка.                                 (Разжимаем их)

На ладошку села кошка!                  (Ставим пальцы второй руки на ладонь)

И крадется потихоньку.                    («Пробегают» пальцы по руке до плеча)

Видно мышка там живет!                 (Прячут кисть в подмышечную впадину)

- Размяли пальчики, приступаем?

- Обратите внимание, на доске я приготовила схему, которая поможет при выполнении работы.

https://ferret-pet.ru/wp-content/uploads/2/b/7/2b76f361dfde58d2a2f0cc844c2bc6e6.png

     Берём один квадрат и складываем его по диагонали.

Получилась базовая форма «треугольник» (схема 1).

Перегибаем треугольник еще раз пополам, а затем разворачиваем его

(схема 2).

Теперь сгибаем треугольник так, чтобы наши уголки смотрели вверх и чуть в стороны (схема 3).

Отгибаем на себя верхний уголок, потом от себя. Прячем образовавшиеся «треугольники» внутрь (схема 4).

Переворачиваем заготовку. Голова кота готова (схема 5).

- Теперь возьмем восковой карандаш определенного цвета, нарисуем глаза и нос коту.

3. Осмысление. Рефлексия.

- Ребята, что мы сегодня с вами делали?

- Как называется это стихотворение?

- Кто написал это стихотворение?

- Были ли трудности у вас при заучивании стихотворения?

- Что нам помогло при заучивании стихотворения?

- Что вы еще запомнили?

- Чему научились?

- Вы сегодня замечательно поработали. Фигурка кота вам остается на память. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день» с использованием мнемотаблиц.

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации....

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения "Кораблик" Д. Хармс с помощью мнемотаблицы.

Закрепить умение рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы. Воспитывать интерес к художественной литературе....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему " Весна" во 2 младшей группе с использованием мнемотаблиц.

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе на тему " Весна" с использованием мнемотаблицы...

НОД для детей 6-7 лет по развитию речи Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

НОД для детей 6-7 лет по развитию речи   Заучивание стихотворения П. Соловьевой  «Ночь и день»...

Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Образовательные: помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы, упражнять в умении выразительно читать его. Развивающие: развивать речь детей, умение рассуждать, дока...

Конспект занятия по развитию речи - заучивание стихотворения "Вот моя деревня" с использованием мнемотехники

В данном занятие  для заучивания стихотворения испльзуется метод мнемотехники...