МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Развитие речевой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_svyaznomu_vyskazyvaniyu.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский ДСКВ№3»

                                  Методическая разработка

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Фадеева Мария Борисовна

                                             

                                                Сертолово 2023

Актуальность:

Развитие речевой, познавательной активности ребенка дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития.  В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Снижение речевой активности является основной характеристикой детей с ОВЗ.  

Задача современных педагогов - это поиск путей развития речевой и познавательной активности дошкольников, и развитие речевых и  познавательных навыков. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Целью речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является формирование правильной, хорошей устной речи, с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.

В старшем возрасте дошкольники пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

В самом начале обучения вводится рассказывание по картине. При обучении рассказыванию по картине дается образец рассказа, используются наводящие вопросы, план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.  

Работа над пересказом должна, строиться в определенной системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий в связи с пересказом, чтобы каждый последующий пересказ представлял собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующий. Пересказ, который является механическим воспроизведением известного, ничем не способствует развитию речи. Даже пересказ, задача которого состоит в воспроизведении материала, максимально близкого к тексту, должен быть рассчитан на решение определенной задачи:

  • Схема обучения пересказу:
  • выбор текстов для пересказа;
  • подготовительная работа;
  • непосредственное обучение пересказу.

          При выборе текста для пересказа учитывают следующие критерии отбора произведений:

  • сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  • содержания должно быть доступно для детей данного возраста
    и уровня речевого развития;
  • простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
  • доступность языка;
  • высокая нравственность содержания;
  • высокая художественность текста.

Для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи используют русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В. Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого...

Подготовительная работа - это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Может проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу:

  • осуществляется знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
  • проводится рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме;
  • применяется рисование, аппликация, лепка, по содержанию рассказа; выполняются лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа; рекомендуется заучивание наизусть потешек, чистоговорок и скороговорок, пословиц, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа.

Непосредственное обучение пересказу:

  • Первое чтение текста без установки на запоминание и
    пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми. Проведение первого чтения возможно как во время занятия, так и допустимо в свободное от занятий время.
  • Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит воспитатель непосредственно на занятии по развитию связной речи.
  • Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной). Вопросы заранее тщательно продумываются воспитателем и обязательно фиксируются в плане занятия. Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке. Назначение вопросов проблемного характера - установление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе, понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления.

Приемы работы над текстом:

  • рассматривание иллюстраций и картинок;
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
  • придумывание дополнительной или недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке
  • выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов.

    4. После беседы по содержанию и работы над текстом проводится     третье чтение текста произведения.

      5. После третьего прочтения текста проводится работа с планом:

воспитатель может предложить готовый план - в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими отрывками (частями) текста;

план может составляется на занятии коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения;

также при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных
картинок или подобранные к каждой части текста
предметные картинки, а также символы и
пиктограммы (так называемый картинный план);

перед составлением плана детям дается установка на
его запоминание;

после составления план воспроизводится детьми по
цепочке с целью закрепления в памяти основных вех
текста, последовательности его воспроизведения.

Выделяют следующие виды плана:

  • цитатный план - ключевые, значимые фразы из текста;
  • вопросительный план - вопросительные предложения, ответы на которые облегчают пересказ;
  • повествовательный план - в форме простых двусоставных повествовательных предложений (пересказ по этому плану требует большей речевой самостоятельности детей);
  • назывной план - в форме односоставных назывных предложений (работа по назывному плану самая сложная).

Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наиболее подходит вопросительный план, так как он является подсказывающим.

      6. После работы с планом дается установка на пересказ.

В зависимости от уровня подготовки детей, их развития пересказ по плану может быть с опорой и без.

Виды зрительных опор:

  • иллюстрации к литературным произведениям (например: авторские иллюстрации В. Сутеева к своим рассказам);
  • серии сюжетных картинок;
  • набор предметных картинок к тексту;
  • символы и пиктограммы.
  • Виды вербальных опор:
  • деформированный текст (восстановление деформированного текста используется на начальном этапе обучения пересказу небольших, как правило, нелитературных текстов);
  • подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях - начала каждой значимой фразы (используется прием договаривания предложений детьми);
  • опорные слова.

При обучении пересказу возможно использование зрительных и словесных опор одновременно.

Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий - на трех.

Выделяют следующие виды пересказа:

  • по полноте передаче содержания: подробный, выборочный, краткий;
  • по словесному оформлению: близкий к содержанию текста и свободный;
  • творческие пересказы.
  • по цепочке;
  • с элементами драматизации (для пересказа по ролям
    особенно хороши русские народные сказки «Теремок», «Колобок», рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кораблик»,
    «Кто сказал «мяу»?», К.Д. Ушинского «Спор животных», Л.Н. Толстого «Белка и волк», «Ворона и
    рак», «Три медведя», «Лиса и козёл», Пузырь, соломинка и лапоть».  «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др.).

Заключение:

 Именно в умении пересказывать текст ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка:

  • правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
  • Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
  • В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

                                                 Список литературы.

      1.  Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми – олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности// Особенности познавательной деятельности аномальных детей: Сб. науч. тр. М., 1982

3. Бондаренко Г.В., Крючкова Т.Е. Цельность текста и свойства его элементов // Общение: теоретические и прагматические проблемы. — М., 1978.

4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471с.

5. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М. : В. Секачев, 2014. - 232 с..

6. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР . Некоторые методы и приёмы: методическое пособие. - М. : 2013.- 48с

7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.

8. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста. - М. : 1975. - 168-172

9. Паромонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. - Спб. : Детство-пресс, 2011.-176 с..

10. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. - С. 4-6..

11. Чебыкина Т.А. статья «пересказ на уроке чтения как средство коррекции и развития речевой и познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.», Екатеринбург Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...