Речевое развитие " Скоро лето"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки по временам года;  карточки для игры «Чего много летом?»;  картинка с изображением леса;  картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»;  картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Ход занятия.

Воспитатель                         (загадывает загадку):

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

                                 (Лето)

         -  Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.

Воспитатель:                 Выставляет большие картинки и говорит:

 - Ребята, а вы любите лето?

 - За что вы любите лето?

 - Почему вам нравится лето?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы)

Воспитатель:                  - А теперь поиграем.

Игра «Чего (кого) много летом?»

Воспитатель:                 Выставляет картинки и спрашивает:

                                   - Чего (кого) много летом?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.

Воспитатель:                 - Назовите летние месяцы.

                                          - Назовите первый месяц лета, последний.

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Сенсорное развитие. Формирование представлений о смене времен года. Выставляются картинки с временами года.

Воспитатель:                 - Скоро придет жаркое …

Дети:                         (Отвечают -  лето)

Воспитатель:                 - А потом наступит прохладная …

Дети:                         (Отвечают -  осень)

Воспитатель:                 - А после осени наступит холодная …

Дети:                         (Отвечают -  зима)

Воспитатель:                 - А после зимы наступит теплая …

Дети:                         (Отвечают -  весна)

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Воспитатель:         Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.

                                   - Но скоро наступит лето, и будет:

- День какой?

- Дождь какой?

- Солнце какое?

- Утро какое?

- Вечер какой?

- Закат какой?

- Небо какое?

- Дни какие?

- Вечера какие?

                                                          и т. д.

Дети:                         (Отвечают – например: день – летний и т. д.)

Воспитатель:         - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу. …

Физкультминутка

Воспитатель читает                         Дети выполняют упражнения:

               стихотворение и

  показывает движения

По дороге мы идем.                                         шагают;

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.                         садятся;

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.                                 ложатся;

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем                                 встают и идут дальше.

Воспитатель(показывает картинку и говорит):  - Вот мы и в лесу.

                                          - Каких животных мы можем встретить в лесу?

                                          - Как называются эти животные?

                                          - Кто заботится о диких животных?

Дети:         (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)

Дидактическая игра

«Закончи предложения названиями детенышей»

Воспитатель задает вопросы:                                 Дети отвечают:

- У волчицы появились…?                                                - волчата;

- У медведицы родилось двое …?                                        - медвежат;

- У белки появился один …?                                                - бельчонок;

- У зайчихи родилось трое …?                                        - зайчат;

- У лисы появилось двое …?                                                - лисят;

- У ежика родились …?                                                        - ежата.

Работа над звуковой стороной речи.

Воспитатель:   - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

                                          - За – за – за, вот порхает стрекоза.

                                          - Ры – ры – ры, прилетели комары.

                                         - Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

                                          - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Дети: (Повторяют)

Воспитатель задает вопросы:                                 Дети отвечают:

- Кто из насекомых летает?                                                 - комары;

- А кто из насекомых ползает?                                         - муравьи;

           - А какие насекомые прыгают?                                         - кузнечик.

Дидактическая игра

«Чей домик?»

Воспитатель:         - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.

                                          - Держите картинки лесных жителей.

(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)

- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.

                                          - Помогите лесным жителям найти свои домики.

(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)

                                          - Кто изображен на твоей картинке?

                                          - Где живет …?

                                          - Кто живет в норке?

                                          - Кто живет в дупле?     

Дети:                         (Отвечают)

Воспитатель:                  - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.

Физкультминутка

Воспитатель читает                         Дети выполняют упражнения:

стихотворение и показывает

движения:

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

Землянику нашли.                                         садятся, сидят;

Сели, съели и дальше пошли.                         встают, идут дальше;

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

И малину нашли.                                         наклоняются;

Присядем на полянке                                 садятся.

И песенку споем.

Образование родительного падежа

Воспитатель:                 - Мы ходили в лес и набрали ягод.

(Выставляет картинки с изображениями  ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)

Воспитатель спрашивает:  Дети отвечают:

- Ягоды, какие?                  - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;

- Мама сварила варенье из малины.

Какое варенье получилось?                                 - малиновое;

- Джем из земляники. Какой джем?                 - земляничный;

- Сироп из черники. Какой сироп?                         - черничный;

- Повидло из ежевики. Какое повидло?                 - ежевичное;

- Компот из брусники. Какой компот?                 - брусничный;

- Сок из клюквы. Какой сок?                                 - клюквенный.

Воспитатель:         - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.

Чтение деформированного рассказа

с опорой на предметные картинки.

Воспитатель:                                 Читает рассказ «Летом в лесу».

Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).

Дети:                  (Называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_konspekt.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными  в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки по временам года;  карточки для игры «Чего много летом?»;  картинка с изображением леса;  картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»;  картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Ход занятия.

Воспитатель                         (загадывает загадку):

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

                                 (Лето)

         -  Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.

Воспитатель:                 Выставляет большие картинки и говорит:

 - Ребята, а вы любите лето?

 - За что вы любите лето?

 - Почему вам нравится лето?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы)

Воспитатель:                  - А теперь поиграем.

Игра «Чего (кого) много летом?»

Воспитатель:                 Выставляет картинки и спрашивает:

                                   - Чего (кого) много летом?

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.

Воспитатель:                 - Назовите летние месяцы.

                                          - Назовите первый месяц лета, последний.

Дети:                         (Отвечают на заданные вопросы):

Сенсорное развитие. Формирование представлений о смене времен года. Выставляются картинки с временами года.

Воспитатель:                 - Скоро придет жаркое …

Дети:                         (Отвечают -  лето)

Воспитатель:                 - А потом наступит прохладная …

Дети:                         (Отвечают -  осень)

Воспитатель:                 - А после осени наступит холодная …

Дети:                         (Отвечают -  зима)

Воспитатель:                 - А после зимы наступит теплая …

Дети:                         (Отвечают -  весна)

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Воспитатель:         Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.

                                   - Но скоро наступит лето, и будет:

- День какой?

- Дождь какой?

- Солнце какое?

- Утро какое?

- Вечер какой?

- Закат какой?

- Небо какое?

- Дни какие?

- Вечера какие?

                                                          и т. д.

Дети:                         (Отвечают – например: день – летний и т. д.)

Воспитатель:         - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу. …

Физкультминутка

Воспитатель читает                         Дети выполняют упражнения:

               стихотворение и

  показывает движения

По дороге мы идем.                                         шагают;

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.                         садятся;

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.                                 ложатся;

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем                                 встают и идут дальше.

Воспитатель(показывает картинку и говорит):  - Вот мы и в лесу.

                                          - Каких животных мы можем встретить в лесу?

                                          - Как называются эти животные?

                                          - Кто заботится о диких животных?

Дети:         (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)

Дидактическая игра

«Закончи предложения названиями детенышей»

Воспитатель задает вопросы:                                 Дети отвечают:

- У волчицы появились…?                                                - волчата;

- У медведицы родилось двое …?                                        - медвежат;

- У белки появился один …?                                                - бельчонок;

- У зайчихи родилось трое …?                                        - зайчат;

- У лисы появилось двое …?                                                - лисят;

- У ежика родились …?                                                        - ежата.

Работа над звуковой стороной речи.

Воспитатель:   - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

                                          - За – за – за, вот порхает стрекоза.

                                          - Ры – ры – ры, прилетели комары.

                                         - Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

                                          - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Дети: (Повторяют)

Воспитатель задает вопросы:                                 Дети отвечают:

- Кто из насекомых летает?                                                 - комары;

- А кто из насекомых ползает?                                         - муравьи;

           - А какие насекомые прыгают?                                         - кузнечик.

Дидактическая игра

«Чей домик?»

Воспитатель:         - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.

                                          - Держите картинки лесных жителей.

(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)

- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.

                                          - Помогите лесным жителям найти свои домики.

(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)

                                          - Кто изображен на твоей картинке?

                                          - Где живет …?

                                          - Кто живет в норке?

                                          - Кто живет в дупле?    

Дети:                         (Отвечают)

Воспитатель:                  - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.

Физкультминутка

Воспитатель читает                         Дети выполняют упражнения:

стихотворение и показывает

движения:

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

Землянику нашли.                                         садятся, сидят;

Сели, съели и дальше пошли.                         встают, идут дальше;

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

И малину нашли.                                         наклоняются;

Присядем на полянке                                 садятся.

И песенку споем.

Образование родительного падежа

Воспитатель:                 - Мы ходили в лес и набрали ягод.

(Выставляет картинки с изображениями  ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)

Воспитатель спрашивает:  Дети отвечают:

- Ягоды, какие?                  - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;

- Мама сварила варенье из малины.

Какое варенье получилось?                                 - малиновое;

- Джем из земляники. Какой джем?                 - земляничный;

- Сироп из черники. Какой сироп?                         - черничный;

- Повидло из ежевики. Какое повидло?                 - ежевичное;

- Компот из брусники. Какой компот?                 - брусничный;

- Сок из клюквы. Какой сок?                                 - клюквенный.

Воспитатель:         - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.

Чтение деформированного рассказа

с опорой на предметные картинки.

Воспитатель:                                 Читает рассказ «Летом в лесу».

Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).

Дети:                  (Называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое речевое развитие? Игра "Лети, вертолёт!"

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.Если ребенок плохо...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Речевое развитие детей летом

Советы воспитателя по речевому развитию детей летом...

Конспект по речевому развитию "Скоро в школу"

Образовательная область:    Речевое развитие.         Возрастная группа:  Подготовительная.Форма организации: Игра «Брейн ринг».Тема занятия: «...

Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «Скоро в школу» для детей 5 – 7 лет.

Дополнительная  образовательная программа  по речевому развитию  «Скоро в школу»  для детей 5 – 7 лет....

НОД. Развитие речи Тема: «Скоро лето» Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»

НОД.  Развитие речиТема: «Скоро лето»Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Лето»Задачи:       Образовательная:...