Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: "Перелётные птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сенченкова Людмила Ивановна

Расширение представлений о перелётных птицах, из внешнем виде, образе жизни и о пользе их в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:

«Перелётные птицы» для детей старшей группы.

Цель: закрепить представления у детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления детей о перелетных птицах;
  • закрепить название птиц, их внешние признаки;
  • учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей;
  • активизация словаря по теме;
  • формирование грамматического строя речи;
  • упражнять в образовании сложных прилагательных;

Развивающие:

  • развивать артикуляционную, мелкую моторику;
  • развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление;
  • развивать связную речь.

Воспитательные

  • воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение к птицам;
  • воспитывать самоконтроль за речью.
  • воспитывать умение участвовать в совместной игре;

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Словарная работа: грачевник

Оборудование: персонаж – ворона, предметные картинки, скворечник, гнездо, мяч

Предварительная работа: беседа с детьми о перелётных птицах, обрывная аппликация «грач», лепка по теме, раскраски, загадки, стихи, рассказы, наблюдения, д/и «Птицы».

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В-ль: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна

В-ль: Кто возвращается к нам весной из тёплых краёв?

Дети: Птицы (перелётные птицы)

В-ль: Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети отвечают с опорой на наглядность (выставлен иллюстрированный материал, изображающий птиц: грач, ласточка, трясогузка, аист, цапля, кукушка, соловей, жаворонок).

Основная часть

В-ль: Молодцы, ребята. Всех птиц назвали. А теперь загадка для вас:

Прилетает он весной,

Чёрный, важный… Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач...

Да не врач, а птица - … (грач)

Прилетает грач.

Грач: Гра-гра, здравствуйте дети. Узнали меня? Я грач, важная птица, я клюю червяков, спасаю от вредителей поля и огороды. Я проголодался, пока летел к вам, накормите меня.

В-ль: Ребята, чем мы накормим грача?

Дети: ответы

В-ль: выставляет наборное полотно с изображением перелётных птиц. Рядом на столе кладёт картинки с изображающие корм птиц (насекомые, лягушки, рыба, мухи, комары)

Грач: Гра, накормили вы меня, спасибо. Накормите и моих друзей, перелётных птиц.

Игра «Накормим птиц»

Дети подставляют нужные картинки к каждой птице: грач – червяк, кукушка – мохнатая гусеница, скворец – гусеница, ласточка – муха, мошка, трясогузка – стрекоза, цапля – рыбка, аист – лягушка и т. д.

Грач: Гра, гра! Накормили меня и моих друзей. Спасибо!

А сейчас хочу поиграть с вами в игру. Вставайте в круг.

Дети в кругу.

Игра «Один - много» с мячом

Я грач – много - грачей

Птенец – много – птенцов, перо – много – перьев, хвост – много – хвостов, крыло – много – крыльев, червяк – много…, гусеница – много …, муха – много …, комар – много …, ветка – много …, кукушка – много …, скворец – много …, соловей – много …, жаворонок – много …, аист – много …, трясогузка – много …, цапля – много …, соловей – много …, ласточка – много …

В-ль: Молодцы! Всё правильно сказали.

Садитесь на коврик.

Достать макет скворечника, поставить на стол. У грача скворец на палочке.

Грач: Гра, гра! Скворец летит издалека на родину свою.

Отдаёт скворца логопеду.

Логопед: смотрите, ребята, скворец подлетел к чему?

Дети: Скворец подлетел к скворечнику.

Логопед: Скворец пролетел над чем?

Дети: Скворец пролетел над скворечником.

Логопед: Скворец пролетел под чем?

Дети: Скворец пролетел под скворечником.

Логопед: Скворец залетел куда?

Дети: Скворец залетел в скворечник.

Логопед: Скворец вылетел откуда?

Дети: Скворец вылетел из скворечника.

Логопед: Скворец сел куда?

Дети: Скворец сел на скворечник.

Логопед: Скворец спрятался где?

Дети: Скворец спрятался за скворечником.

Логопед: Молодцы, ребята.  А сейчас мы сядем за столы и посмотрим на разрезные картинки, которые лежат перед вами. Их нужно сложить и угадать, что же за птица к нам прилетела на занятие.

Логопед: узнали эту птичку? Правильно, это гусь. Давайте вместе сделаем звуковой анализ этого слова (у каждого ребёнка схема).

Дети определяют какой первый звук, какой в середине, какой в конце слова. Каждый звук на схеме выделяют символом-фишкой (красный – гласный, синий – согласный, твёрдый, зелёный – согласный мягкий).

Логопед: Молодцы, все справились с заданием. Давайте немножко отдохнём. Встаньте перед своим стульчиком. Я хочу, что бы вы   запомнили как можно больше перелётных птиц. И в этом нам поможет стихотворение, которое мы расскажем с помощью пальчиков.

Дети встают с ковра и выполняют движения вместе с воспитателем.

К нам с весной тепло вернулось.

Солнце в небе улыбнулось.

Возвратились наконец:

Грач, кукушка и скворец.

Гуси, лебеди, чижи.

Утки, ласточки, стрижи.

А последний дрозд,

Длинный серый хвост.

В-ль: (спрашивает грача) Скажи, грач, тебе понравилось, как дети рассказали о перелётных птицах?

Грач: гра, гра, очень понравилось. А сейчас мне пора улетать в свой грачиный город. Он называется грачевник. Сяду в своё гнездо, буду птенцов высиживать. Гра, гра, до свидания.

Грач улетает.

В-ль: вот и улетел грач. Послушайте как радостно его друзья грачи встречают.

Включить аудио запись крика грачей.

Итог

В-ль: Наше занятие заканчивается, и я хочу спросить у вас, понравилось оно вам?

Дети: ответы

Заключительная часть

В-ль: о чём мы сегодня говорили на занятии?

Что больше всего понравилось вам?

Вы все молодцы, старались, отвечали. И для вас есть один маленький сюрприз. Грач, когда улетал попросил меня его вам показать. Давайте посмотрим.

На подносе, накрытом салфеткой, конфетки по форме яйца.

В-ль: это вам за ваши старания на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

"Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи: Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику род...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме «Зимушка-зима»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  в старшей  группе  по теме «Зимушка-зима»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»Составила:Воспитатель Коломеец Л.М.Задачи:-расширять словарный запас детей;-учить давать о...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Звук "И" (ЗКР).

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности по теме "Звук И" (звуковая культура речи)....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ромашка» на тему: «Игра. Игрушки»

Цель:  расширение и активизация словаря. Задачи: - образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами...