Консультация для родителей.Развитие фонематического слуха.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Иванова Ирина Валентиновна

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет.


«Развитие фонематического слуха у ребенка

старшего дошкольного возраста»

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

1. Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков. 

Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:


1. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.  Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

- Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.

- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.   

На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяю следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:

«Назови первый гласный звук»

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз,Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).

«Сложи звуки»

Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос». 

«Определи первый гласный звук»  

Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

«Повтори искажи наоборот» 

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке  (а.у,и – и.у,а).

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Чистоговорки»

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.


Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе). 
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).


«Назови слова на звук …»

-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

-Взрослый показывает детям картинки и называет их,     

пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

«Поймай звук»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

«Подскажи последний звук»

Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухийкотено…К).

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Весёлое название»

Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:                             

Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Литература для детей 5-6 лет.


«Что читать детям 5-6 лет?»

Ребенок, не научившись разговаривать, уже прекрасно понимает беседы взрослых. Он отлично воспринимает взрослую речь, независимо от ее тематики. Однако воспринимать сплошной текст сказки ребенку бывает сложно. Это обстоятельство создает для большинства родителей проблему, какие книги читать ребенку. Специалисты рекомендуют начинать с небольших текстов, оформленных красочно и с интересными картинками. Это позволяет воспринимать текст посредством визуальной памяти, а также запоминать его отдельные элементы при повторном прочтении. По мере взросления и достижения 5-летнего возраста у ребенка уже сформируется собственный взгляд на сказки, исходя из прочитанных ему книг. Дети высказывают заинтересованность в более серьезных и познавательных рассказах, которыми он уже может поделиться со своими сверстниками. Чтение правильных произведений позволит ему эффективнее налаживать взаимоотношения в коллективе ровесников.

Чтобы определиться, какие книги читать ребенку в 5 лет, необходимо иметь представление о правильном чтении для детей. Информацию из книг следует доводить до ребенка во время, когда они расслабились после активных игр. Обычно такие часы наступают после обеда или перед ночным сном. Важно читать ребенку столько времени, сколько он способен концентрировать свое внимание и проявлять интерес к информации из книги. Если ребенок не в состоянии долго слушать книгу, рекомендуется заниматься с ним специальными упражнениями, развивающими внимание.

Любую книгу необходимо читать выразительно, поддерживая различную интонацию. На интересных моментах можно остановиться и дополнить их практическими примерами, с которыми ребенок знаком из своей жизни. При появлении у ребенка желания пофантазировать не следует пресекать его дальнейшим чтением. Лучше дать ему высказаться, развивая свою память и риторику. У ребенка 5-ти лет может появиться любимая книга или даже автор. Надо пользоваться этим обстоятельством, подбирая подходящие произведения для своего ребенка и чередуя их с полюбившейся книгой.

Из фольклора такие песенки и заклички

«Как на тоненький ледок…»

«Николенька  гусачок…»

«Ты, мороз, мороз, мороз…»

«Божья коровка…»

«Дождик, дождик, веселей»

Из русских народных сказок можно посоветовать:

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы

«Крылатый, мохнатый да масляный»  в обработке И. Карнауховой

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» в обработке М. Булатова

«Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова

«Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого

«Рифмы» пересказ Б. Шергина

«Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева

«Докучные сказки»

Рекомендации из сказок и песенок народов мира:

«Гречку мыли» в обработке Ю. Григорьева в переводе с литовского

«Друг за дружкой» (рекомендуется для чтения в сокращенной варианте) в обработке Н. Гребнева в переводе с таджикского

«Веснянка» в обработке Г. Литвака в переводе с украинского

«Дом, который построил Джек», «Старушка», в переводе С. Маршака с английского

«Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой в переводе с голланского

«Спляшем»  в обработке И. Токмаковой в переводе с шотландского

«Кукушка» в обработке К. Шаврова в переводе с немецкого

«Как братья отцовский клад нашли» в обработке М. Булатова с молдавского

«Лесная дева» в переводе с чешского Б. Петровой

«Желтый аист» в переводе с китайскогоФ.Ярилина

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе с индийского Н. Ходзы

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» и сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева

«Златовласка» в переводе с чешского К. Паустовского

«Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой

Из стихов можно взять следующие  книги

 для детей 5 — 6 лет

«Колыбельная» В. Брюсов

«Первый снег» И. Бунин

«Котенок» С. Городецкий

«Береза», «Черемуха» С. Есенин

«Летний дождь» А. Майков

«Зеленый шум»  (в сокращенном варианте) Н.Некрасов

«Встреча зимы» И.  Никитин

«Зимний вечер» (в сокращенном варианте), отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

«Мой садик» А. Плещеев

«Осень, обсыпается  весь наш бедный сад…» (в сокращенном варианте) А.К.Толстой

«Воробей» И.Тургенев

«Зима недаром злится» Ф. Тютчев

«Кот поет, глаза пришуря…» А. Фет

«У кроватки» М. Цветаева

«Волк» С. Черный

«Жадина» Я.Аким

«Веревочка» А. Барто

«Про сома», «Собачкины огорчения»,  «Приятная встреча» Б. Заходер

«Сундук»,  «Лошадь» В. Левин

«Пудель», «Почта»  С.  Маршак 

«Веселые чижи»,  «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс

«Домик с трубой» Ю. Мориц

«Бесконечные стихи», «Совет» Р. Сеф

«Мирная считалка» М. Яснов

Из рассказов и глав из повестей можно предложить такой список:

главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева

«Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой 

«Кот на велосипеде» С. Черный

«Горбушка» Б. Алмазов

«Не обижать Жаконю» М. Борисова

главы из повести «Чук и Гек» А. Гайдар

«Я спас Деда Мороза» С. Георгиев

«Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский

«Как я ловил человечков», «Белый домик»  Б. Житков

«Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков

«Кроха» М. Москвина

«Живая шляпа» Н. Носов

глава из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»«Большая стирка», «Буква  «ты» Л. Пантелеев

«Кот-ворюга» К. Паустовский«К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев

Рекомендуемые литературные сказки:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин

«Крупеничка» Н. Телешов

Главы из сказки «Домовенок Кузька» Т. Александрова

«Серебряное копытце» П. Бажо

«Сова»  В. Бианки

Главы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волков 

«Серая звездочка» Б. Заходер

«Цветик - Семицветик» В.Катаев

«Сказка про трех пиратов» А. Митяев

«Кот, который умел петь» Л. Петрушевская

«Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы»  Г. Сапгир

Книги для детей 5 — 6 лет поэтов и писателей

 зарубежных стран

«На Горизонтских островах»  Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера

«Баллада о королевском бутерброде» А.Милн , в переводе с английского С. Маршака

«Шумный Бабах» Дж. Ривз в переводе с английского  М. Бородицкой

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Туви в переводе с польского С. Михалкова

«Про летающую корову» В. Смит в переводе с английского Б. Заходера

«О том, у кого три глаза» Д. Чиарди  в переводе с английского Р. Сефа

«Слоненок» Р. Киплинг в переводе  с английского К. Чуковского, стихи в переводе с английского С. Маршака

главы в сокращении из сказочной повести «Карлсон, который живет на крыше»  А. Линдгрен  в переводе со шведского Л. Лунгиной

главы из сказки «Господин Ау» X. Мякеля  в переводе с финского Э. Успенского

главы из сказки «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер в переводе с немецкого Ю. Коринцаотрывок

 из «Сказок, у которых три конца» «Волшебный барабан» Дж. Родари в переводе с итальянского И. Константиновой

Анкета для родителей «Сказка  в жизни вашего ребенка».

1.Как часто Вы читаете (рассказываете) сказки своему ребенку?

_______________________________________________________

2.Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_______________________________________________________

3.Просит ли Ваш ребенок читать (рассказать) сказку несколько раз?

________________________________________________________

4.Любимая сказка Вашего ребенка?

________________________________________________________

5.Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

________________________________________________________

6.Есть ли у ребенка книги для самостоятельного просмотра?

________________________________________________________

7.Расматривая иллюстрации к сказкам задает ли ребенок вам вопросы?

__________________________________________________________

8.Узнает ребенок сказку по иллюстрациям?

__________________________________________________________

9.Есть ли у Вас дома кокой – либо вид детского театра (кукольный, настольно пальчиковый, и д.р)?

___________________________________________________________

10.Придумываете ли Вы сказки для своих детей?

___________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способный узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематиче...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"

В консультации приводятся  игры способствующие развитию фонематического слуха....

Консультация для родителей "Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха"

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель данной консультации - обеспечить практическим материалом, который можно было бы использовать для закрепления ...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха. С чего начинать?"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха. С чего начинать?"Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности реч...

Консультация для родителей: «Развитие фонематического слуха у ребенка старшего дошкольного возраста»

Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Предложенные упражнения помогут вашем...

Консультация для родителей " Развитие фонетико-фонематических процессов"

quot; Развитие фонетико-фонематических процессов"...