Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (средняя группа)

Наталья Николаевна Шашерина

Развивающий диалог как средство развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_dialog.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающий диалог как средство развития речи дошкольников»

      Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников.
Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Лев Семенович Выготский

      И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».
В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
    Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
    Существуют несколько задач развивающего диалога:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

     Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

      В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая стимулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.

      Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  • Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
  • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
  • Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.

       В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

       Существуют вопросы следующего характера:

  • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
  • Уточняющий (Верно ли?)
  • Почемучкин (Объясните, почему?)
  • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
  • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

       Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).

       Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.
      Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг, вечерний круг и круг доверия), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет.        

       Как начнешь день, так его и проведешь! Утро радостных встреч помогает обеспечить возможности конструктивного, позновательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми.

      После  теоретической части было проведено практическое занятие на примере утреннего круга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...