«Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Алексеенко Галина Михайловна

Пётр Яковлевич Гальперин считал, что «… главное в учении – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса». Высокая познавательная мотивация может восполнить недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора.

Положительная мотивация – залог успеха любого начинания. В работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. И для педагога встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Ответ на этот вопрос – это игра. Ведь игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Чтобы повысить интерес детей на занятиях мы подбираем и модифицируем игровые приёмы и методы в своей работе.

В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

 

Речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. Считаем, что использование игровых приёмов на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность.

Для повышения интереса во время проведения артикуляционной гимнастики применяем красочный дидактический материал: лабиринты, кубики с картинками, а также логопедическую куклу «Антошка», с помощью которой можно показать детям правильное положения органов артикуляционного аппарата во время проведения гимнастики. Рассказывая детям артикуляционную сказку, подкрепляем ее действиями куклой.

 Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием.  Поэтому для формирования ротового дыхания у детей применяем нестандартное оборудование, с которым дети с большим удовольствием играют .

Для автоматизации и дифференциации звуков используем звуковые тактильные дорожки, дидактические игры и материалы, такие как игры на липучках, которые очень нравятся детям, лабиринты, игры с использованием кинезиологических упражнений «Умные пальчики», игры с кармашками.

Для обогащения словарного запаса применяем игры с фишками-секретиками. Для формирования грамматического строя речи используем разнообразные игры с липучками, а для игр с предлогами -схемы.

Слайд 9

 Для развития связной речи применяем бумажные и пластмассовые кубики, при помощи которых дети могут составлять предложения и творческие рассказы. Для заучивания стихотворений, описательных рассказов и пересказов текстов используем мнемотаблицы.

Для того, чтобы детям было легче и интересней запомнить буквы используем фетровые полотна и вязанные полоски, из которых дети на полотне выкладывают буквы, также используем алфавитный конструктор. Детям очень нравится играть в игру с липучками «СЛОВО-СЛОГ-БУКВА». Это игра помогает детям дифференцировать такие понятия, как слово-слог-буква. Для выполнения звукового анализа пользуемся картонными кружками, квадратами и деревянными кубиками. Игра «дружные буквы» позволяет детям освоить элементы грамоты (например, вставь пропущенную гласную, выложи слово, дифференциация букв, обозначающие гласные и согласные звуки)

Детям очень нравится играть в игровое пособие «Логокуб».

Данное пособие представлено в виде  слоника, оно многофункционально и даёт заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.

Игровая деятельность детей организуется с помощью дидактических игр, которые расположены на гранях куба:

1.Игра «Узнай  на ощупь букву».

2. «Положи в корзину» -  дети закрепляют деление слов на слоги.

3. «Найди картинку» .Выделить первый звука в слове

4. Игра с предлогами учит детей составлять предложение по опорным картинкам.

5. «Звуковое пианино» способствует дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

а) Педагог произносит ряд звуков, а дети нажимают на клавиши.

-Если услышат твердый звук, нажимаете на синюю клавишу, если мягкий звук, на зеленую клавишу. Аналогично играют и со слогами.

Пособие может использоваться индивидуально и группой детей. Положительные эмоции во время игры способствуют качественному усвоению материала.

В процессе использования игровых приёмов, нами было отмечено, что дети проявили живой интерес к выполнению заданий. Задания их не переутомляли, в игре удовлетворялись основные потребности ребенка: в движении, в познании, в свободе, самостоятельности. Повысилась мотивация детей к обучению и тем самым эффективность коррекционной работы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_igr_po_razvitiyu_rechi.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка» «Использование игровых приёмов для формирования мотивации дошкольников с нарушениями речи » Образова Елена Николаевна, учитель-логопед Алексеенко Галина Михайловна, воспитатель группы компенсирующей направленности 27 января 2023 года Юрга

Слайд 2

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Слайд 3

При организации и проведении игр необходимо соблюдать следующие условия: Выразительность проведения игр; Необходимость включения педагога в игру; Оптимальное сочетание занимательности; Простота, доступность, ёмкость и наглядность; Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Слайд 4

Задачи: Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ; Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых приёмах. Цель: Создание условий для формирования мотивации у дошкольников с нарушениями речи через игровые приемы. Предметно-развивающая среда

Слайд 5

Пособие для проведения артикуляционной гимнастики

Слайд 6

Нетрадиционное оборудование для формирования ротового дыхания « Воздушный футбол» «Привидение» «Петушок» «Сдуй одуванчик» «Лягушка»

Слайд 7

Игры для автоматизации и дифференциации звуков Звуковые тактильные дорожки «Умные пальчики» Игры с кармашками Лабиринты Игры на липучках

Слайд 8

Игры, развивающие лексико-грамматический строй речи «Назови предмет по цвету» Игра с секретиком «Игра с предлогами» «Назови действие предмета» «Какой, какая?»

Слайд 9

Игры, развивающие связную речь «Кубики» « Мнемотаблицы »

Слайд 10

Игры по обучению грамоте « Слогомашина » «Выложи букву» «Подбери картинку к схеме» «Найди слова на звук» «Дружные буквы» « Слово-слог-буква»

Слайд 11

Многофункциональное игровое пособие « Логокуб » «Узнай на ощупь» «Положи в корзину» «Найди картинку» «Игра с предлогами» «Звуковое пианино»

Слайд 12

Целесообразность использования игровых методов и приёмов : Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки; Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Слайд 13

Приглашаем к сотрудничеству Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка» Контактная информация: 652061 , город Юрга, Кемеровская область, улица Мира, 1а e- mail - sad312011@mail.ru адрес сайта: https://doy31.kuz-edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...