Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Душина Наталья Николаевна

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщеннымиразвивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.

 Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. На одной из остановимся подробнее, это Технология «Сторисек».  

Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, «Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.52 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщеннымиразвивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.

 Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. На одной из остановимся подробнее, это Технология «Сторисек».  

Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, «Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

ИДЕЯ «Сторисека» заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).

По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».

Основная цель «Сторисека» – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.

Задачи «Сторисека»:

- позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;

- формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;

- формирование чувства уверенности ребенка в себе.

        Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.

Формы работы со «Сторисеком» разнообразны, его можно провести:

- ООД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

- кружковой работы,

- культурных практик;

- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.

Подготовку к «Сторисеку» можно разбить на несколько этапов:

I этап – подготовительный, который включает в себя:

  1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ.
  2. Подготовка мешка для комплекта материалов;
  3.  Подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев).

- научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; (НП литература   вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке).

- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).

- DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.

- дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые  навыки, расширяют словарный запас.  

4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

II этап – Продвижение. На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.

III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):

  1. Работа с художественным произведением.

- Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.

- Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

- При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

- Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

- Просмотр мультфильма.

- Слушание аудиозаписи.

2. Работа с научно-популярной книгой.

- Познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться в книге и т.д.)

- Выписать понравившиеся детям факты, красиво оформить их и раздать родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

3. Работа с аудиокнигой.

- Организовать коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

IV Завершающий этап.

- Передать «Сторисек» на дом.

- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

- Обогащать содержания игровой деятельности, продуктивной деятельности: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.

Сегодня познакомимся с проведением технологии «Сторисек» по книге К. Чуковского «Айболит».

Участники – дети, родители и педагог.

Компоненты мешка:

- Художественная книга.

- Мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги;

- Аудиозапись сказки «Айболит».

- Д/и «Четвертый лишний?»

- Д/и «Узнай животное по силуэту».

- Упражнение «Посчитай животных».

- Д/и «Дорисуй».

- «Закончи картинку».

С детьми проводилось:

- Интегрированное ООД «Вылечим животных».

- Эмоциональное чтение книги, заучивание наизусть отрывков.

- Аппликация и лепка «Театр».

- Игровая ситуация «Добрый доктор Айболит».

- Инсценировки по произведению.

- Нравственно-этические беседы и беседы о доброте.

- Декоративное рисование «Разрисуй животных».

Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщеннымиразвивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.

 Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. На одной из остановимся подробнее, это Технология «Сторисек».  

Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, «Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

ИДЕЯ «Сторисека» заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).

По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».

Основная цель «Сторисека» – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.

Задачи «Сторисека»:

- позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;

- формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;

- формирование чувства уверенности ребенка в себе.

        Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.

Формы работы со «Сторисеком» разнообразны, его можно провести:

- ООД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

- кружковой работы,

- культурных практик;

- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.

Подготовку к «Сторисеку» можно разбить на несколько этапов:

I этап – подготовительный, который включает в себя:

  1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ.
  2. Подготовка мешка для комплекта материалов;
  3.  Подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

- игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев).

- научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; (НП литература   вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке).

- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).

- DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.

- дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые  навыки, расширяют словарный запас.  

4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

II этап – Продвижение. На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.

III этап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):

  1. Работа с художественным произведением.

- Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.

- Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

- При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

- Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

- Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

- Просмотр мультфильма.

- Слушание аудиозаписи.

2. Работа с научно-популярной книгой.

- Познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться в книге и т.д.)

- Выписать понравившиеся детям факты, красиво оформить их и раздать родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

3. Работа с аудиокнигой.

- Организовать коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

IV Завершающий этап.

- Передать «Сторисек» на дом.

- Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

- Обогащать содержания игровой деятельности, продуктивной деятельности: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.

Сегодня познакомимся с проведением технологии «Сторисек» по книге К. Чуковского «Айболит».

Участники – дети, родители и педагог.

Компоненты мешка:

- Художественная книга.

- Мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги;

- Аудиозапись сказки «Айболит».

- Д/и «Четвертый лишний?»

- Д/и «Узнай животное по силуэту».

- Упражнение «Посчитай животных».

- Д/и «Дорисуй».

- «Закончи картинку».

С детьми проводилось:

- Интегрированное ООД «Вылечим животных».

- Эмоциональное чтение книги, заучивание наизусть отрывков.

- Аппликация и лепка «Театр».

- Игровая ситуация «Добрый доктор Айболит».

- Инсценировки по произведению.

- Нравственно-этические беседы и беседы о доброте.

- Декоративное рисование «Разрисуй животных».

Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством «Сторисек»

Статья на тему "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с художественной литературой посредством "Сторисек"...

Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани"

Опыт работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Кубани...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

Консультация для педагогов: «Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской ре...

Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек».

Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художествен...