Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»
материал по развитию речи (младшая группа)

Безделева Лика Кобавна
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством

дидактической игры «Круги Луллия»

Титульный лист. Слайд№1

         Основные признаки функционально грамотной личности - это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление. 

         Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

         Слайд 2. Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

        Слайд 3. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни.

       Слайд 4. Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Детская литература, которую педагоги каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном, в том числе, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.

       Слайд 5. Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребѐнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребѐнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение.

         Слайд 6. Среди множества приемов и методов по формированию читательской (языковой) грамотности имеют: чтение и рассказывание с помощью наглядного материала, беседа по прочитанному, прослушивание записей народного творчества, разучивание наизусть, драматизация литературных произведений, проектная деятельность, игровая деятельность. Сегодня я хотела представить вашему вниманию дидактическое пособие  «Круги Луллия».  В своей работе я использую данное дидактическое пособие как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, для формирования  читательской (языковой) грамотности, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах и явлениях,  для формирования естественнонаучной, коммуникативной, математической грамотности.

Слайд№7 В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

На стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. На кругах располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно двигаются. 

Слайд№8

Цель использования дидактической игры для формирования читательской грамотности – создание условий для развития основных компонентов языковой системы: фонематического восприятия, звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса, связной речи.

Слайд№9

ЗАДАЧИ представлены на слайде.

  • Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
  • Совершенствовать слоговую структуру слова.
  • Автоматизировать звуки речи
  • Развивать фонематические процессы
  • Формировать структуру предложения.

Слайд 10   Предлагаю рассмотреть следующие дидактические игры:  

1)Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную и речевую активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)

Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.

2)Дидактическая игра "Кто что ест и где живет?"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную  и речевую активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.

3)Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

4)Игра «Расскажи сказку»

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

5. «Посели морских обитателей  в домик»

Слайд№11

6. «Расскажи сказку» и т.д.

Слайд№12

         

Слайд№13

Этапы участия педагога

- Педагог непосредственно участвует в игре;

- Педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях;

- Педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности;

- Педагог осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условия для проявления речевой активности детей;

Слайд№14

     Круги Луллия использую  НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ;  НА ПОДГРУПОВЫХ ЗАНЯТИЯХ; на НОД,  В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; В  совместной и САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий через крги луллия.

Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №6 «Сказка» Новосибирской области г. Барабинск Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия » г. Барабинск Безделева Лика Кобавна

Слайд 2

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС.

Слайд 3

Ранее детство-время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению.

Слайд 4

Чтение литературных произведений детям развивает: гуманность, Формирует ум, память, воображение, речь, и многое другое.

Слайд 5

Среди множества приёмов и методов по формированию читательской грамотности имеют: чтение и рассказывание с помощью наглядного материала, беседа по прочитанному, разучивание наизусть и т.д.

Слайд 6

Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи. В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия » — это что-то вроде компьютера, только для слов.

Слайд 7

Изготовление кругов Луллия На стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. На кругах располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно двигаются.

Слайд 8

Цель использования дидактической игры для формирования читательской грамотности Создание условий для развития основных компонентов языковой системы: фонематического восприятия, словарного запаса, связной речи.

Слайд 9

ЗАДАЧИ: Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас. Совершенствовать слоговую структуру слова. Развивать интонационную культуру речи. Развивать связную, грамматически правильную речь. Развивать речевое творчество

Слайд 10

Д/И «Кто что ест и где живёт?» Д/И «Мамы и их детеныши». Д/И «Цветные картинки» Игра «Расскажи сказку»

Слайд 11

Этапы участия педагога Педагог непосредственно участвует в игре Педагог косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях Педагог осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности Педагог осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условия для проявления речевой активности детей

Слайд 12

Круги Луллия использую: на индивидуальных занятиях, на подгруповых занятиях, на НОД, в игровой деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности.

Слайд 13

Учиться должно быть интересно Варианты использования этой методики безграничны Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста Наша задача дать детям инструмент для познания окружающей действительности и тогда весь мир будет в их руках!

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"

quot;Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"...

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...