Конспект непрерывно - образовательной деятельности по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе По теме «Ознакомление с предложением»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Цель: Формировать умения составлять и распространять предложение.

Задачи:

- обучающие:

  • дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;
  • закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

   - развивающие:

  • развивать слуховую память, связную речь.

- воспитательные:

  • воспитывать у детей желание слушать друг друга;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Иволга»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непрерывно - образовательной деятельности

по речевому развитию

(развитие речи)

в старшей группе

По теме «Ознакомление с предложением»

                                                      Подготовила

воспитатель: Немченко Н.А.

2023 год

Возраст: старшая группа

Тема НОД: «Ознакомление с предложением»

Направление образования и развития детей (образовательная область):

речевое развитие

Цель: Формировать умения составлять и распространять предложение.

Задачи: 

- обучающие: 

  • дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;
  • закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

   - развивающие:

  • развивать слуховую память, связную речь.

- воспитательные:

  • воспитывать у детей желание слушать друг друга;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Педагог с ребятами выходят в зал, у воспитателя в руках заяц.

Ребята, поздороваемся с нашими гостями.

Педагог предлагает детям присесть на ковер, поближе друг к другу и познакомится со своим другом зайчиком, которого зовут Смешарик.

- Ребята, это мой друг Смешарик, он хочет с вами познакомиться.

Воспитатель берёт в руки зайца и говорит:

- Меня зовут Наталья Анатольевна, затем передает зайца ребёнку и т.д.

Выход детей

Дети здороваются с гостями

Дети присаживаются на ковёр

Дети передают друг, другу зайца, называя своё имя

Основная часть

Объяснение нового материала

 Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Живые слова». Вам эта игра знакома? Если дети говорят да, то педагог просит их рассказать правила игры. Если дети не знают, как играть, то воспитатель предлагает научить их.

- Слушайте внимательно правила игры.

В этой игре словами будете вы сами.

По считалке я выберу троих участников.

- Раз, два, три – живым словом будешь ты (и так три раза).

Вы теперь не обычные дети, а дети – слова.

Остальные ребята, будут помощниками, предлагаю вам присесть на стульчики.

Сейчас я каждому участнику скажу слово.

- Ты … будешь словом «Саша», ты … будешь словом «везёт», а ты …будешь словом «санки». Возьмитесь за руки.

Теперь вы по очереди, начиная с …, скажите громко свои слова.

Что сказали дети - слова?

Правильно, они сказали предложение «Саша везёт санки».

Какое первое слово? Какое второе? А потом какое?

Где в предложении стоит слово «везёт»? Где в предложении стоит слово «санки»?  Поменяйтесь местами первое и третье слово. Возьмитесь за руки. Назовите по очереди свои слова.

- Помощники, скажите, какое предложение получилось?

Ответы детей

По считалке выбирают участников игры

Дети – помощники садятся на стулья

Дети – участники запоминают свои слова

Берутся за руки

Называют свои слова

Ответы детей - помощников

Ответы детей - помощников

Дети – участники меняются местами

Берутся за руки и называют свои слова

Ответы детей

Практическая часть

Сейчас я скажу вам другие слова, но шёпотом, на ушко, а вы должны их запомнить.

По моему сигналу, вы  вместе громко, назовёте свои слова. Послушайте, помощники.

Ребята, вы поняли, что они сказали?

Подумайте, почему вам было непонятно?

Как надо сказать, чтобы было понятно?

(Если дети не смогут ответить, можно предложить им послушать ещё раз).

Вам было непонятно, потому что все сразу, одновременно, говорили каждый своё слово. Чтобы предложение стало понятным, слова надо произносить по порядку, одно за другим. Послушайте, как теперь будут говорить дети – слова. Возьмитесь за руки.

Теперь, вам понятно?

Что сказали эти слова, какое предложение?

Подумайте, может ли один человек также сразу, одновременно произнести эти слова?

А сейчас предлагаю отдохнуть вместе со Смешариком.

Дети – участники запоминают свои слова

По знаку воспитателя дети, одновременно произнося каждый своё слово: «Сани едут сани»

Ответы детей - помощников

Дети – слова берутся за руки и говорят свои слова по очереди.

Ответы детей - помощников

Ответы детей - помощников

Дети встают из - за столов на физминутку.

Физминутка «Зайка и ветер»

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки

И попрыгал, скок, скок, скок

Белый маленький зверек

Ветер у березок кружит

Шевелит зайчишке уши

Ветер, ветер поиграй-ка

И согрей скорее зайку.

Дети сидят на корточки

Показывают ладошками ушки

Встают, прыгают на месте

Останавливаются

Машут руками вправо - влево

Делают «ушки» из ладошек

Хлопают в ладоши

Руки на пояс, выставляют то правую, то левую ногу

Знакомство с игрой «Добавь, слово»

Педагог подзывает к себе детей, которые не участвовали. По считалке выбирают ещё троих участников. Раз, два, три – живым словом будешь ты.

Смешарик хочет поиграть с вами в другую игру, которая, называется «Добавь слово».

… будет слово – заяц

… -  слово – морковка

А каким словом будет…, вы придумаете, и скажите сами. Но нужно придумать такое слово, чтобы у вас получилось предложение. Возьмитесь за руки и произнесите свои слова по очереди. Помощники, какое предложение получилось?

К педагогу подходят дети, которые не участвовали ранее

По считалке выбирают участников

Выбор детей

Дети - участники вместе придумывают слово

Придумав недостающее слово, дети – участники берутся за руки и произносят предложение

Знакомство с игрой «Угадай слово»

Усложним правила игры и назовём её - «Угадай слово». Педагог вызывает еще троих участников, которые не участвовали ранее.

Ты…. будешь слово «девочка», ты…. будешь слово «любит», а тебе… я скажу твоё слово на ушко, чтоб никто не услышал. А теперь возьмитесь за руки. Дети – слова «девочка» и «любит» называют вслух свои слова. А третье слово должны угадать помощники.

А теперь послушайте, какое предложение придумали мы. «Девочка любит шоколад».

Выходят трое детей

Дети запоминают свои слова

Берутся за руки

Двое детей – участников называют свои слова

Дети – помощники угадывают недостающее слово

Дети  - слова называют придуманное предложение

Заключительная часть

рефлексия

В какую игру вам понравилось играть больше всего и почему?

Какая игра показалась вам трудной и почему?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: «Как зимуют звери?»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: «Как зимуют звери?» Использованные т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в подготовительной группе на тему "Лесные животные зимой"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Лесные животные зимой"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием социо-игровой технологии на тему «Правила дружбы» для детей подготовительной группы.

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: Образовательные:1.      Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как &ldquo...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Мой колючий серый ежик – ни головы, ни ножек»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому   развитию  в подготовительной к школе группе  общеразвивающей направленности на тему: ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация) для детей старшей группы тема «Красивый цветок»

формировать у обучающихся умения наклеивать детали цветка из цветной бумаги, правильно располагать композицию на листе бумаги, аккуратно работать с ножницами....