Картотека дидактических упражнений по развитию речи в старшем дошкольном возрасте
картотека по развитию речи (старшая группа)

Ванина Инесса Хосрововна

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Используя дидактические игры  можно добиться более срочных и осознанные знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает  приподнятое  настроение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому использование дидактических игр и упражнений по развитию речи всегда актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических упражнений

Пояснительная записка:

        Игра на занятиях и в режимных моментах необходима. Это обусловлено возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

       Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Используя дидактические игры  можно добиться более срочных и осознанные знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает  приподнятое  настроение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому использование дидактических игр и упражнений по развитию речи всегда актуально.

      Основная цель   разработки картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей старшей группы    заключается в том, чтобы повысить свою компетентность как педагога в данном направлении, в том, чтобы уметь повышать  речевой уровень детей с помощью дидактической игры.

       Использование дидактических игр и упражнений по развитию речи   способствует решению следующих задач: 

- способствует формированию грамматически правильной речи;

- побуждает  детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- совершенствует  разговорную речь детей;

- обогащает словарь;

        Практическая значимость: Данная картотека дидактических упражнений для старшей группы  может быть использована воспитателями ДОУ на занятиях  и в режимных моментах, а также родителями для развития речи ребёнка в домашних условиях.

        Картотека подобрана с соблюдением основных дидактических принципов: поэтапности и «от простого к сложному».

         Методическая новизна   заключается в подборе  упражнений,  которые могут использоваться на  занятиях и в режимных моментах, в накоплении методического, дидактического, наглядного и раздаточного материала к дидактическим играм. Особенностью подбора  некоторых  игр является  отсутствие наглядности (словесные игры). 

       Оборудование (материалы): мяч, сюжетные картинки, доска, мел, палочки, игрушки (машина, животные).

Раздел

Название

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Игровые атрибуты

Результат

1.Ознакомление со словом

(1 игра)

 Игра «Добавь словечко»

 Учить  правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе, развивать мышление.

 Давайте  расскажем,  что бывает весной.

 Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Например,

 Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)

Звенит, поет  звонкая весенняя …(капель)

Весной нег превращается в быстрые, озорные …(ручейки).

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые…

(почки)  

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие…

(листочки).

И вот уже  появляются первые…

(цветы).

Их называют…

(подснежники)

 Без атрибутов.

Можно использовать мяч.

 Дети правильно употребляют существительные в единственном и множественном числе.

2. Ознакомление с предложением

(1 игра)

Игра «Собери слова в  предложение»

 Учить составлять предложение из предложенного набора слов.

Слова в предложении перепутались. Нужно их расставить по местам.

 Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос».

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д.

Без атрибутов.

 Дети  правильно составляют предложения из предложенного набора слов.

3.  Ознакомление со словесным составом предложения ( деления предложений на слова и составление из 2х-4х слов предложения)

(1игра)

Игра «Лесенка предложений»

 Учить составлять  предложение с соответствующим количеством слов.

Придумать  предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

 Пример предложений:

Девочка сидит.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

  Панно, на котором сюжетная картинка. На картинке изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений; доска, мел.

 Дети составляют  предложения  с соответствующим количеством слов.

4 . Ознакомление со слоговым строение слова (членение слов из 2х-4х слогов на части и составление слов из слогов)

Игра «Телеграф»

Учить делить слова на слоги.

Стукни столько раз палочкой по столу, сколько слогов в слове услышишь.

Ребёнок  «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Палочки

Ребенок определяет, сколько слогов в слове.

5 . Ознакомление со звуковым строением слов (определение кол-ва, последовательности звуков, составления слов с определенными звуками)

«Найди первый звук»

Учить  четко, выделять в слове первый звук.

Назови  все игрушки и покатай  в машине тех зверят,

название которых начинается со звука «с» (слон, собака).

Если ребенок называет слово, в

котором нет звука «с» то воспитатель  произносит это слово, выделяя каждый звук,

например, кооошшшкааа.

Воспитатель  сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

 Машина  и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть

слон и собака.

Ребенок четко, выделяет  в слове первый звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....

Картотека дидактических игр на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

В картотеке собраны игры, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...