Организация речевого уголка в группе детского сада
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

От уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, поэтому в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_razvivayushchey_sredy.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Один из центров развивающей среды – речевой уголок.  Это специально оборудованное пространство для занятий и игр поодиночке или небольшими группами.

Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1.      Формирование фонематического слуха.

2.      Развитие артикуляционной моторики.

3.      Закрепление навыков правильного звукопроизношения.

4.      Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5.      Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6.      Развитие связной речи.

7.      Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:

·        соответствие  индивидуальным и возрастным особенностям детей;

·        речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

·        важно, чтобы речевой уголок был эстетично оформлен и комфортен для детей. Так же необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке.

·        игровой материал должен быть доступным для ребёнка;

·        неотъемлемый атрибут речевого уголка – «одушевлённый персонаж» - обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональной: она может двигаться с помощь. Взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

·        не следует перегружать речевой уголок оборудованием.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

 

Артикуляционная моторика

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания

Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание

Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков

Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

Лексики и грамматика

Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте

Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

 

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими  и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и речевого материала осуществляется совместно учителем-логопедом и воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада

Требования к организации речевого уголка в группе детского сада...

"Устройство и организация театрального уголка в группах детского сада"

Методические рекомендации для педагогов всех возрастных групп для детей от 2 до 7 лет - по организации театральных уголков, в соответствии с современными требовнаиями....

Рекомендации по организации речевого уголка в группе детского сада

Консультация адресована воспитателям общеразвивающих групп и групп коррекционной направленности...

Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....