Проект "Пальчики играют - речь нам развивают"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Проект представляет собой систему работы с детьми подготовительной группы в области речевого развития. Развитие моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи детей и в этом помогают пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта31.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка-детский сад №130

236011 г. Калининград. ул. Батальная. 71А. тел/факс: (4012) 39 – 58 – 56

                      Email: ds130@edu.klgd.ru , сайт madou130.klgd.prosadiki.ru

ПРОЕКТ

на тему:

«Пальчики играют - речь нам развивают»

                                                         

Руководитель проекта:

Учитель-логопед Панзыга И.С.

г. Калининград, 2023

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

«Пальчики играют – речь нам развивают»

Вид проекта

творческий, краткосрочный

Разработчик Проекта

Руководитель: учитель-логопед Панзыга И.С.

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники подготовительной группы № 2

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

  • Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    

Основные    задачи       Проекта

1.  Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.                                                                                                

 3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость.

5.Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Гипотеза проекта

Проект представляет собой систему   работы с детьми подготовительной группы в области речевого развития.       Развитие моторики в дошкольном возрасте является основой в развитии речи детей и в этом помогают пальчиковые игры.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
 2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
 3. Развитие речи у детей, активизация словарного запаса, повышение речевой активности.
 4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
 5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
 6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Критерии эффективности проекта

  1. Внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.
  2. Активное участие родителей в проекте.
  3. Создание сборника Пальчиковых игр

Основные принципы Проекта

  • Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
  • Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
  • Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
  • Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  • Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  •  Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер.

Рифленые карандаши, Су-джок массажер, каштаны, шарики-ежики из резины, массажные мячики, прищепки, колпачки, грецкие орехи

   

Учитель-логопед                                                                        Панзыга И.С.

Разработку проекта «Пальчики играют - речь нам развивают»

с 01.06.2021 – 30.06.2023 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                          В.Г.Александрова

Проект «Пальчики играют - речь нам развивают»

Вид проекта:

  • по содержанию: творческий
  • по времени: краткосрочный (июнь 2023г.)

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед

Актуальность темы проекта

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Известный педагог              В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым.  Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас детей. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребёнка.

Цель проекта:

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений    

Задачи проекта:

1.   Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.  

     3.   Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

4.   Развивать эмоциональную отзывчивость.

5.   Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Прогнозируемый результат:

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму,  осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

Дети:

  • Повысится уровень развития речи у детей дошкольного возраста 
  • Повысится уровень развития мелкой моторики.
  • У детей расширится активный словарь, усовершенствуется грамматическая структура речи.
  • Дети овладеют двигательными умениями, навыками.
  • Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, пальчиков,    
  • Совершенствуется диалогическая речь детей.

Родители:

  • Повысится уровень компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
  • Установится эмоциональный контакт с ребенком.

Продукты проекта:

- Сборник пальчиковых игр

Работа с родителями

  • Привлечь к сбору материала по теме
  • Участие в создании сборника Пальчиковых игр

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный (01 .06 – 05. 06)

Подготовительная работа начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий происходит естественным для ребенка путем.

Для того чтобы сделать тему про пальчиковые игры, неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в интерьер группы включены элементы, связанные с мелкой моторикой: прищепки, шнуровки, колпачки, массажные мячики, пальчиковые игры, пособия в игровых уголках, раскраски, наборы открыток, иллюстраций, книги, прибауткам, пословицам; мягкие игрушки из ткани,  и.т.д.

Особую роль играет создание языковой среды. Именно поэтому в мероприятия непосредственно образовательной деятельности включены беседы, игры: в организационном моменте (при введении детей в ситуацию), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, прогулки, гимнастики пробуждения, во время приема пищи.

Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различные методические и игровые приемы, например, «Доскажи словечко», «Цепочка слов».

Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны близкие взрослые.

2 этап. Основной

6.06 – 13.06

Настольные игры, развивающие моторику рук «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные».

Игры с прищепками, развивающие речевую активность «Весёлые животные», «Буквы и слоги»  

Разучивание потешки с проговариванием слов и с движениями «Кот и мышь», «Клен»,

Конструирование из счетных палочек «Птица», «Цветок».

Игры с колючими мячиками су-джок

Игры с крупными бигуди «Загудел паровозик».

14.06 – 19.06

Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Веселые прыжки».

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Разучивание звуковые игры «Бормотали», «Потешки».

Игра с прищепками «Кто что ест?»

20.06 -29.06

Заучивание потешки «Пирожки».

Конструирование из пластикового конструктора «Домик», «Человечек».

Настольная игра «Собери картинку» (пазлы).

Настольно- развивающая игра шнуровки «Азбука»

Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»

Самомассаж при помощи грецких орехов

3 этап - Заключительный:

30.06  

1.Тематический день «Веселые пальчики»

Веселые пальчики

Основные виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Двигательная

Комплекс утренней гимнастики « Лучистое солнышко»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Пальчиковые игры по желанию детей.

Игровая

Театр на прищепках «Любимые сказки»

Игры с палочками от мороженого (конструирование букв)

Продуктивная

Аппликация: «Цветы лета»

Рисование при помощи трафаретов

Коммуникативная

Придумывание сказки при помощи рук «Солнышко и его друзья»

Обсуждение сказки.

Трудовая

Украшение группы изготовленными цветами.

Уборка рабочих мест после продуктивной деятельности.

Музыкально-художественная

Музыкально - дидактическая игра "Солнышко".

Игра «Радуга»

2.Создание сборника Пальчиковых игр.

Заключение                                                                                                                                                     

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературы:

  • Акулова О.В. Образовательная область "Социализация. Игра". Методический комплект программы "Детство". Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2018г.;
  • Большева Т.В. «Учимся по сказке» Учебно-методическое пособие С\П: «Детство – Пресс» 2016г.;
  • Дубровская  Н.В. «Цвет творчества» Интегрированная программа художествен  эстетического  развития  дошкольников от 2 до 7 лет,; С\П: «Детство – Пресс»,;  2016г.;
  • Дубровская  Н.В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике  граттаж,  аппликации и коллажа» С\П: «Детство – Пресс» 2017г,;
  • Зажигина О. А.  «Игры  для развития мелкой моторики с использование нестандартного  оборудования С\П: «Детство – Пресс» 2013г,;
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2017г.
  • Михайлова З.А, Математика от трех до семи Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2017г,;
  • Ткаченко Т.А.  «Развиваем мелкую моторику»; Академия дошкольного развития. 2011г.;
  • Хризман Т.А. «Мальчики и девочки – два разных мира!» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.;
  • Щипицина Л.М. «Азбука общения» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Пальчиками мы играем – речь детишек развиваем

В статье  говорится  об исследованиях, доказывающих влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.  Рассказывается с чего следует начинать работу в раннем возрасте, какие технол...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...