Программа дополнительного образования "Путешествие по звуковой дорожке"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

В основе предлагаемой программы лежат методические рекомендации   М.Ю. Картушиной и конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет. Ритмическая организация является основой жизни. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ещё великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Отечественный учёный, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. В педагогическом аспекте логоритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально – речевые способности.

Предлагаемые занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями, театрализованные игры. Театрализованная деятельность в процессе занятий предполагает: развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психологических процессов (восприятия, воображения, фантазия, мышления, внимания, памяти и др.) речи (монолог, диалог) творчески способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль): участие детей в театрализованной игре (разыгрывание сказок, стихов, песенок, потешек, мини-сценок).       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrmma_dop_21gr_.docx146.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

"Детский сад "Колобок" городского округа Рефтинский

                         

                     

                                               Утверждаю:

                                                                                            ______________Т.В.Серегина

                                                                             Заведующий МАДОУ

                                                                                 «Детский сад «Колобок»

                                                                         Приказ №________

  «_______»_______________2021г.

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ речевой культуры младших дошкольников

«Путешествие по звуковой дорожке»

C:\Users\SaDik\Desktop\колобок +.jpg 

 

 

 

 

                                                              

   

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

стр.

1

Учебный план

3

2

Календарный учебный график

4

3

Рабочая программа учебного модуля

5

3.1

Целевой раздел

5

3.1.1

Пояснительная записка

5

3.1.2

Цели и задачи реализации образовательной программы дополнительного образования

7

3.1.3

Принципы реализации образовательной программы

7

3.2

Содержательный раздел

10

3.2.1

Календарно-тематическое планирование

10

3.3

Организационный раздел

19

3.3.1

Учебно-методическое обеспечение

19

3.3.2

Материально-техническое обеспечение

19

1.Учебный план

Направление

Количество занятий

Пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные, театрализованные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

36

Итого

36

 Программа состоит из 36 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

2. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

Сентябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

Октябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

 

 

 

 

Ноябрь    

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

1

2

3*

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

 

 

Декабрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Январь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

 

 

 

Февраль

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22*

23

24

25

26

27

28

29

 

 

 

Март

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7*

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Апрель

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30*

 

 

 

 

 

Май

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

  

 

1

2

3

4

5

6

7

8*

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

 

Июль

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

 

 

 

Август

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

Сентябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

Декабрь

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31*

 

 

 

 

 

В детском саду  установлена пятидневная рабочая неделя. Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», непрерывная  непосредственно образовательная деятельность:  для детей 2-3 лет – не более 10 минут.

3. Рабочая программа учебного модуля

3.1. Целевой раздел

3.1.1. Пояснительная записка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский  (далее МАДОУ «Детский сад «Колобок») реализует образовательную программу дополнительного образования детей (далее Программа дополнительного образования).

Основанием для разработки образовательной программы дополнительного образования детей в  МАДОУ «Детский сад «Колобок» являются следующие нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.), статьи 2,12,13,14.
  2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования от 28 февраля 2014 г. №08-249  Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 октября 2013 г. №08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  9.  Письмо Министерства образования и науки №08-10 от 10 января 2014 г. «План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  10.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014г. №14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».
  11.  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  12. Письмо Министерства образования и науки №08-5 от 10 января 2014 г. «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
  13.  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 февраля 2014г. №01-52-22/05-382 «О соблюдении требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1115».
  14.  Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  15.  Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
  16. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский, утвержденного постановлением главы №303 от 27.04.2016 года.  
  17. Основная образовательная программа – программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребёнка включает 8 - 10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. На третьем году жизни ребёнка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребёнок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

В основе предлагаемой программы лежат методические рекомендации   М.Ю. Картушиной и конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет. Ритмическая организация является основой жизни. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ещё великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Отечественный учёный, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. В педагогическом аспекте логоритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально – речевые способности.

Предлагаемые занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями, театрализованные игры. Театрализованная деятельность в процессе занятий предполагает: развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психологических процессов (восприятия, воображения, фантазия, мышления, внимания, памяти и др.) речи (монолог, диалог) творчески способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль): участие детей в театрализованной игре (разыгрывание сказок, стихов, песенок, потешек, мини-сценок).        

На занятиях соблюдаются все основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание детей третьего года жизни становится более устойчивым, то продолжительность занятия постепенно увеличивается до 15 – 20 мин. При проведении нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Настоящая программа дополняет курс по формированию основ речевой культуры младших дошкольников. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию речи для ДОУ с учётом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Для успешного речевого развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.

Миссия работы детского творческого объединения направлена на:

  • расширение словарного запаса через приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);
  • формирование звуковой культуры речи посредством логоритмических игр и упражнений;
  • формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);
  • развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов посредством организации публичных выступлений);
  • воспитание толерантного отношения к людям;
  • сплочение детского коллектива.

3.1.2. Цели и задачи реализации программы дополнительного образования

Цель программы – создание благоприятных условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста с помощью логоритмики и театрализованных игр.

     Задачи:

1. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

2. Создать условия для развития творческой активности детей.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

3.1.3. Принципы организации работы по программе:

  • Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
  • Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребенка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Ребенок осознает, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребенка.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Объект программы: дети 2-3 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Форма организации деятельности: очная, групповая, подгрупповая.

Структура занятия:

  • Встреча с весёлым гномиком Звуководом, который предлагает детям совершать различные путешествия по звуковым дорожкам.
  • В процессе путешествия по очередной звуковой дорожке дети участвуют в пальчиковых, речевых, музыкально-двигательных и коммуникативныхупражнениях для развития крупной и мелкой моторики, танцах под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмических играх с музыкальными инструментами, стихотворениях с движениями, способствующих развитию речи.
  • В конце занятия с детьми организуется театрализованная игра по теме занятия, направленная на формирование простейших образно-выразительных умений, обучению имитации характерных движений сказочных персонажей.
  • Рефлексия занятия.

Планируемый результат:

  • расширение словарного запаса через приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);
  • формирование звуковой культуры речи посредством логоритмических упражнений;
  • формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);
  • развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов посредством организации публичных выступлений);
  • воспитание толерантного отношения к людям;
  • сплочение детского коллектива.

Обучение осуществляется на русском языке.

Программа не предполагает электронного и дистанционного обучения

3.2.Содержательный раздел

3.2.1.Комплексно-тематический план

Первая младшая группа (2-3 года)

Месяц

Тема

Программное содержание

Формы и методы работы

Сентябрь

1

«У белочки в гостях»

- Познакомить детей с лесными обитателями.

- Закрепить знания детей об осени и грибах.

- Учить эмоционально откликаться на музыку и песни весёлого характера.

- Учить согласовывать движения с текстом и музыкой.

- Развивать мелкую и крупную моторику.

- Учить выполнять имитационные движения по тексту песни.

- Совершенствовать топающий шаг.

- Совершенствовать выразительность движений.

- Учить манипулировать с предметами.

- Закреплять звукоподражание;

- Развивать внимание и быстроту реакции.

- Знакомить детей с устным народным творчеством.

- Развивать чувство ритма и темпа.

- Познакомить детей с бубном, показать приём игры на нём, развивать тембровый слух

- Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство.

- Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Пение:

«Машина» Ю.Слонова, «Дождик» М.Картушина,«Зайка» р.н.п

Танцы:

«Танец с листочками» М.Картушина М.Картушина

Пальчиковая игра

«Ладушки-ладошки»

Игры:

«Прилетела птичка»

«Догонялки с мишкой» М.Картушина

Потешка с движениями

«Сидит белка на тележке»

Стихотворение с движениями «Поехали»

Упражнение для ног

«Ноги и ножки» В.Агафонников

Игра на муз. инструментах

«Весёлый бубен»

2

«Белка на тележке»

3

«Под грибком»

 

4

«К нам гости пришли»

Октябрь

5

«В гости к заиньке»

- Закреплять знания детей по темам: «Овощи», «Осень».

- Познакомить со значением слова «дружба».

-Познакомить детей с понятием «огород».

- Учить петь распевку протяжно, напевно, правильно передавая звуковысотные интонации.

- Работать над артикуляцией слов.

- Развивать голосовой аппарат.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать тембровый слух.

- Учить заканчивать пение игрой, развивать внимание.

- Учить соблюдать простейшие правила игры.

- Закреплять навык ритмичной игры на бубне;

- Развивать быстроту реакции, внимание и ориентировку в пространстве.

- Учить чётко менять движения согласно музыке и тексту песни.

- Совершенствовать основные виды движений: прыжки на двух ногах; бег врассыпную.

- Учить передавать игровые образы.

- Воспитывать добрые отношения к птицам.

-Учить отождествлять себя с театральным

персонажем.

- Развивать внимательность;

учить сочетать движения и речь.

Упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников

Двигательное упражнение: «Белочки»

Пение:

«В огороде заинька» В.Карасёва,

«Зайка» р.н.п

«Машина» Ю.Слонов, «Вороны»

Пальчиковая игра «Ладуши», «Утёнок»

Игра на муз.инструментах «Весёлый бубен» М.Картушина

Игры:

«Заинька» М.Картушина

«Солнышко и дождик» М.Раухвергер,

«Кот и мыши», «Прилетела птичка»

Песня с движениями «Дождик» М.Картушина, «Котенька» М.Картушина

Танец с листочками (по выбору)

Стихотворение с движениями «Поехали»

6

«Зайкина капуста»

7

«Замечательная игра»

8

«Друзья утёнка»

Ноябрь

9

«В гости к котику»

- Закреплять знания детей о коте и кошке, о зиме.

- Учить петь ласково, напевно, без напряжения.

- Развивать голосовой аппарат.

- Закреплять основные виды движений.

- Учить выразительно и ритмично выполнять простые танцевальные движения: «сапожки», «фонарики», «пружинка», кружение.

- Учить имитировать ходьбу кота.

- Развивать тембровый слух, познакомить детей с барабаном.

- Учить элементарным навыкам игры на барабане.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- «Раскрашивать» колыбельную соответствующими движениями, согласно спокойному темпу музыки.

- Учить детей расслаблять весь организм.

- Учить передавать в игре игровой образ;

- Развивать внимание, быстроту реакции.

- Воспитывать доброжелательные

отношения между детьми; развивать

подражательные навыки и фантазию;

формировать у детей необходимый словарный запас.

- Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить чётко, проговаривать слова, сочетая движения и речь.

- Учить запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Песня с движениями «Котенька», «Дождик» М.Картушина,

«Колыбельная» р.н.п.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки» В.Агафонников, «Белочки»

Пальчиковая игра «Утёнок», «Пышка»

Игра

«Кот и мыши» М.Картушина

Танец

«Весёлая пляска» М.Картушина

Игра на муз.инструемнтах:

«Марш» Е.Тиличеева

Стихотворение с движениями:

«Падает снежок»,

«Снежный дом»

Имитационные упражнения.

Психогимнастика, этюды на имитацию и звукоподражание.

разыгрывание этюдов на изображение героев сказки,

10

«Кот Василий»

11

«Кошачье семейство»  

12

«Утки – беленькие грудки»

декабрь

13

«Зайчик в гостях у ребят»

- Закреплять знания детей о Зиме и о лесной жизни зверей зимой.

- Познакомить детей с Дедом морозом и праздником Новый год.

- Учить согласовывать движения с текстом стихотворения.

-  Воспитывать доброе отношение к животным и желание им помочь.

-  Развивать общую и мелкую моторику рук;

- Учить выполнять имитационные движения и звукоподражания.

- Развивать дифференцированный тембровый слух (бубен и погремушка).

- Учить выполнять движения согласно характеру музыкального сопровождения.

- Учить крадущейся ходьбе, хороводному шагу, соблюдая круг.

- Учить петь эмоционально, ритмично, работать над

продолжительным дыханием.

- Воспитывать доброе отношение к зайцу.

- Побуждать детей давать описательные характеристики внешнего вида зайца.

- Согласовывать мягкие движения рук с текстом стихотворения.

- Продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

- Развивать навыки имитации.

- Учить выражать свои эмоции.

Стихотворение с движениями

«Снежный дом»,

«Падает снежок»

Песня «Заинька» М.Красев

Пальчиковая игра «Пышка», «Ёлочка»

Игра на муз.инструментах «Бубен и погремушки» М.Картушина

Игра

«Заинька» М.Картушина, «Зайцы и волк» М.Красев

Танец «Весёлая пляска» М.Картушина

Песня с движениями «Колыбельная», «Дед Мороз» М.Картушина

Двигательное упражнение

«Зайчики», «Белочки и зайчики»

Хоровод

«Новогодний хоровод» (по выбору)

Разыгрывание этюдов на изображение героев сказки,

хороводные зимние игры, этюды на имитацию и звукоподражание.

Пальчиковая игра «Ёлочка», «Лепёшки»

Двигательное упражнение

«Лесные гости», «Белочки и зайчики»

Хоровод:

Новогодний хоровод (по выбору)

Игра на муз.инструментах «Тихие и громкие погремушки» укр.н.м.

Песня с движениями «Птичка» Т.Попатенко, «Дед Мороз» М.Картушина

Игра

«Зайцы и волк» М.Красев, «Кот и птички»,«Санки»

Стихотворение с движениями

«Падает снежок»,«Потягушки»,«Леталочка»

Релаксация

Ряжение в костюмы, игры на звукоподражание и имитацию движений.

14

«В гостях у Зайки»

15

«Кто Белочке помогает?»

16

«Волшебная ёлочка»

Январь

17

«В гости к дедушке Морозу»

- Закреплять знания детей о Новом годе и Деде морозе;

- Познакомить детей с лесными птицами, воспитывать бережное отношение к ним.

- Закрепить знания детей о режиме дня.

- Развивать пластичность мышц организма.

- Побуждать к звукоподражанию.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Закреплять основные виды движений.

- Учить подпевать во время хоровода и исполнять простые танцевальные движения.

- Развивать динамический слух.

- Учить играть на колокольчиках.

- Учить передавать характерные движения птиц, развивать пластичность рук.

- В игре учить передавать игровые образы и придерживаться правил игры.

- Учить согласовывать речь, музыку и движения.

- Учить ориентироваться в пространстве, согласовывая движения с музыкой и партнёром.

- Развивать внимание и быстроту реакции.

- Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию; формировать эстетическое восприятие природы.

- Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

- Формировать у детей живой интерес к

театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство.

- Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

18

«Птичья ёлка»

19

«Птички зимой»

20

«Поиграем с Танюшей»

Февраль

21

«Путешествие на кухню»

-Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; о режиме дня;

-закреплять знания о домашних птицах и животных;

-развивать общую и мелкую моторику;

-учить навыку самомассажа;

-развивать пластичность мышц плечевого и грудного отдела;

-учить согласовывать движения с текстом стихотворений и потешек;

-сочетать упражнения для мелкой моторики с музыкой;

-учить сопровождать текст звукоподражательными интонациями;

-учить гусиному шагу;

-развивать динамический слух;

-создавать радостное, непринуждённое настроение;

- закреплять основные и танцевальные виды движений: ходьба с высоким подъёмом коленей, прыжки на одной ноге, топающий шаг, прямой галоп, приседания;

-развивать ритмический и динамический слух;

-работать над подвижностью языка;

-учить манипулировать предметами и сочетать движения с ритмом музыки и текстом песни

- Учить детей отгадывать загадки;

развивать исполнительские умения через

подражание повадкам животных;

воспитывать любовь к животным.

- Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать способности к творчеству.

- Учить детей слушать стихи и сказку; рассказывать её вместе с воспитателем.

Стихотворение с движениями «Потягушечки», «Леталочка»

Игра

«Плескалочка»,

«Тихо-громко» Е.Тиличеева,

«Прокати нас лошадка» В.Агафонников

Пальчиковая игра «Лепёшки»,

«Цыпа-цыпа»,

«На крыше»

Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян, «Птичка» Т.Попатенко,

«Бобик» Т.Попатенко

Двигательное упражнение

«Гусь», «Наша дочка», «Еду к бабе, еду к деду»

Песня

«Собачка» М.Раухвергер,

«Игра с лошадкой» И.Кишко,

«Лошадка» М.Раухвергер

«Вот какая бабушка» Е.Тиличеева

Подвижная игра

«Кошка и птички»

Дидактическая игра:

«Тихо-громко»

Танец с флажками М.

22

 «В гости к Алёнушке»

23

«Покатаемся на лошадке»

24

«Капризная внучка»

Март

25

«В гостях у Хозяюшки»

- Знакомить детей с праздником 8 Марта.

- Закреплять знания детей о собаке и кошке (внешний вид, повадки, голос).

о весне; о поведении в окружающем мире.

- Воспитывать любовь к бабушке и маме.

- Закреплять основные виды движений.

- Учить петь напевно, в умеренном темпе, работать над артикуляцией и правильной интонацией.

- Закреплять навык самомассажа.

- Развивать мелкую моторику;

- Учить передавать в движении весёлый характер песни, работать над быстрой переключаемостью движений.

- Развивать длительный и равномерный выдох с одновременным пропеванием шипящих звуков.

- Учить сочетать танцевальные движения с музыкой и текстом.

- Учить детей расслаблять весь организм.

- Развивать выдержку и быстроту реакции.

- Учить ориентироваться в пространстве.

- Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые стихи и сказки.

- Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами.

- Воспитывать коммуникативные навыки общения.

- Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

- Учить детей слушать стихи и сказку; рассказывать её вместе с воспитателем.

Воспитывать умение сотрудничать.

- Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой.

- Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

- Формировать у детей живой интерес к

театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство.

- Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Двигательное упражнение

«Еду к бабе, еду к деду», «Наша дочка»

Пение:

«Собачка» И.Арсеева, «Лошадка» М.Раухвергер,

«Вот какая бабушка» Е.Тиличеева

Пальчиковое упражнение «На крыше»

Пальчиковая игра «Цыпа-цыпа», «Оладушки»,«Коготки»

Песня с движениями «Варись, варись, кашка» Е.Туманян,

«Пирожок» Е.Тиличеева,«Бобик» Т.Попатенко,«Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова

Танец

«Раз-два!» М.Картушина«Танец уточек» -//-

Игра:

«Бобик и птички»,«Плескалочка»

Релаксация

Разыгрывание этюдов на изображение героев сказки.

26

«Играем с собачкой»

27

«Котёнок и щенок»

28

«Ищем Танюшу»

Апрель

29

«Верные друзья»

- Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу.

- Закреплять знания детей о домашних животных и птицах.

- Приобщать детей к устному народному творчеству.

- Побуждать к пению простых интонаций, работать над плавностью пения и чёткой артикуляцией.

- Учить сочетать пение и движения;

- Учить передавать образные движения, соответствующие характеру танца;

- Развивать над выразительностью и ритмичностью движений;

- Совершенствовать высокую ходьбу, прямой галоп, «сапожки», «притопы».

- Учить элементарной игре на музыкальных инструментах, работать над ритмичностью и динамикой исполнения.

- Развивать тембровый слух.

- Подпевать со взрослым текст игры, согласовывая с движениями.

- Развивать быстроту и стремительность бега.

- Развивать мелкую моторику

- Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия.

- Воспитывать умение сотрудничать.

- Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой.

- Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

- Учить детей интонационно проговаривать фразы.

- Развивать воображение.

- Учить детей слушать стихи и сказку; рассказывать её вместе с воспитателем.

- Формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Прибаутка с движениями

«Петушок» р.н.п.

Стихотворение с движениями

«Петушок»

Пальчиковое упражнение

«На крыше»

Пальчиковая игра:

«Бычок», «Цыпа-цыпа»

Песня с движениями «Бобик» Т.Попатенко, «Ручеёк-журчалочка» О.Боромыкова

Пение:

«Цыплята» А.Филиппенко

Игра

«Бобик и птички», «Прокати, лошадка, нас!» В.Агафонников,

«Прогоним курицу» чеш.н.м.

Танец:

«Танец уточек»,

«Раз-два» М.Картушина, «Вот как пляшут наши ножки» И.Арсеева

Игра на муз.инструментах

«Наш оркестр» М.Картушина

Этюды, игры на звукоподражание и имитацию движений.

Чтение и обсуждение сказки, распределение ролей, разыгрывание этюдов на изображение героев сказки,

30

«Погостим у Петушка»

31

«Уточка и курочка»

32

«Цыплячий переполох»

Май

33

«Путешествие по Радуге»

-Закреплять знания детей о весне.

- Обобщить знания детей о лесных обитателях.

- Дать понятие «радуга».

- Учить петь весело и эмоционально, правильно передавать скачки мелодии, сопровождать пение движениями по тексту.

- Развивать тембровый слух и элементарное музицирование.

- Согласовывать движения с текстом стихов.

- Развивать мелкую моторику.

- Учить детей брать на себя определенную роль и передавать в характерных движениях.

- Развивать быстроту реакции и внимание,

движения менять согласно тексту песни.

- Следить за выразительностью движений.

- Упражнять в прыжках из положения сидя (лягушки) и высокой ходьбе (аист).

- Побуждать к звукоподражанию.

- Учить детей расслаблять организм.

- Развивать артикуляционный аппарат и

продолжать работу над интонационной

выразительностью.

 - Учить детей использовать в игре все пространство.

- Воспитывать коммуникативные качества. формировать необходимый запас эмоций.

- Развивать артикуляционный аппарат и

продолжать работу над интонационной

выразительностью.

- Формировать у детей живой интерес к

театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство.

- Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Двигательное упражнение «Хорошо в лесу» М.Раухвергер, «Перепрыгни через лужи»,

«Устали наши ножки» Т.Ломова

Игра

«Бобик и птички»,

«Дети и волк» М.Картушина

«В лесу»,

«Дети и волк»,

«Лягушки и аист» М.Картушина

Танец:

«Танец пчёл» М.Картушина

Пальчиковая игра «Улитка», «Лягушка»

Стихотворение с движениями

«Дождик»

Пение:

«Дождик» р.н.п.

Чтение и обсуждение сказки, распределение ролей, разыгрывание этюдов на изображение героев сказки,

.

34

«Однажды в майский день…»

35

«Зелёная сказка»

36

«Чудеса после дождя»

Итоговое мероприятие

«Маленькие волшебники»

(представление для родителей)

Подведение итогов работы за год, демонстрация достигнутых успехов, рефлексия педагогического процесса. Спектакль «Маленькие волшебники» для детей и родителей группы, чаепитие, поощрение наиболее активных участников.

3.3 Организационный раздел

3.3.1.Учебно-методическое обеспечение

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991г.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр. – М.; “Просвещение”, 2005 г.
  3. Зацепина  М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.; Творческий центр «Сфера», 2010г.
  4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., «Просвещение» 1982г.
  5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  7. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  8. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002г.
  10. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М., 2003г.
  11. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.; Творческий центр «Сфера»,  2007г.
  12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  13. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. – М., 2000г.
  14. Поляк Л. Театр сказок. – СПб., 2001г.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.; «Просвещение», «Владос», 1995г.
  16. Шорохова О.А. Играем в сказку. – М.; Творческий центр «Сфера», 2007 г.
  17. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;

3.3.2. Материально-техническое обеспечение

Наименование

Количество

1

Кукольный театр

1 комплект

2

Настольный театр

1 комплект

3

Пальчиковый театр

1 комплект

4

Костюмы карнавальные

27 шт

5

Маски

20 шт

6

Флажки

16 шт.

7

Ленты

12 шт

8

Театральные атрибуты

26 шт.

9

Магнитофон

1 шт.

10

ПК (ноутбук)

1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Звуковые дорожки"

Наглядный материал для закрепления изолированного звука. Ребенок ведет пальчиком по дорожке и тянет нужный звук, либо соединяет закрепляемый звук с каким-либо гласным, данным в пособии....

Конспект занятия в средней группе по программе дополнительного образования театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)

Конспект занятия в средней группе по театрализованной деятельности «Ходит осень по дорожкам» (по сказке «Теремок»)Цель: Учить основам театрализованной деятельности по средством знакомства детей со ска...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНТРАСТНОМУ ОБЛИВАНИЮ СТОП (Водная дорожка)

Предлагаемая программа имеет физкультурно – оздоровительную направленность. «Водная дорожка» - программа занятий для детей, направленная на активизацию защитных сил организма. Для среднего возрас...

Методическое пособие: «Звуковая дорожка или Звуковая улитка»

Цель:автоматизация произношения звуков....

Программа дополнительного образования "Звуковичок"

Краткосрочная программа по постановке звуков...

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)

Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...