Конспект занятия по речевому развитию "Пушкин детям"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иваненко Вера Вадимовна
Через чтение произведений А.С. Пушкина расширять словарный запас детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pushkin.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Пушкин детям» в старшей группе

Цель: вызвать удовлетворительные чувства от восприятия стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умения подбирать слова-родственники.
- Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.

- Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.
Предварительная работа.
Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, выставки книг Пушкина.
Оборудование.
Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам. Волшебный сундук с предметами из сказок.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей) Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй и она знала много интересных сказок. А когда поэт вырос он её сказки переложить на литературный язык. Александр Сергеевич писал свои произведения и для взрослых, и для детей. Во многих городах есть памятники Пушкину. В честь поэта назвали улицы. Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)
Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина?(Волшебная белка. Тридцать три богатыря, злой волшебник Черномор, русалка на ветвях дуба, учёный кот, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.

Игра «Подбор признаков к предметам»
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Море – синее, неспокойное, почерневшее
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная.
Старик – добрый, вежливый, справедливый.
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)
Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации)
(Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)
Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)

Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают в ладоши)
Кораблю пристать велят (топают ногами)
(повторить 2 - 3 раза)

Игра «Различай звуки Л – ЛЬ»
(Начало, середина, конец. Твердый, мягкий.)
Салтан, Лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко.
Вариант: Р –РЬ.
старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер.
Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. (Ответы детей)
На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.
Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.

3. Заключительная часть
Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Кирилла? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...

Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт, молочные продукты, мясные продукты, морепродукты, х...

Конспект занятия по речевому развитию детей 1 младшей группы по теме: «Повторение сказки «Репка». Д/упражнение «Кто что ест?»

Цель: совершенствовать умение слушать и понимать взрослого; напомнить сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем.Задачи: учить детей пересказывать знакомую сказку, развивать...