Консультация для педагогов
консультация по развитию речи

Таранова Любовь Борисовна

Консультация для педагогов 

 «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

 «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

Поготовила воспитатель Таранова Л.Б.

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей  отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в  формировании грамматического строя. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности,  а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.

Игра должна  реализовать  обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Виды игр:

   Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения, речевых функций

Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные, дидактические игры.   Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря

   В группах должна быть подборка (картотека)  дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры. Картотека игр составлена для всех  возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.

         Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Театрализованные игры.

Эффективный метод развития речи . Они  имеют  интегрированный характер и включают в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к  пониманию монологической и диалогической речи.

Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи,  словарной и грамматической работы.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с младшего дошкольного возраста.

Игры с правилами (подвижные)

Они помогают снять нагрузку, а также решить дидактическую задачу, используются как часть занятия или в качестве физкультминутки

Сюжетно-ролевые игры усложняются в зависимости от возраста детей, помогают детям проигрывать сюжеты из повседневной жизни и оречевлять их. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.

 Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь следует уделить внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью,  а также  вниманию к речи   взрослого и звукам окружающего мира, тем самым еще и развивается слуховое внимание ребенка.

Хочу остановиться подробнее на некоторых видах  игр.  

Игры с прищепками

Для начала учим открывать и закрывать ротик, придерживая прищепку большим и указательным

пальцем параллельно столешнице с проговариванием текста.

Например: Серый волк зубами щелк, не боимся тебя волк!

                Хитрая плутовка ротик открывает, зайчиков пугает.

        В зоопарке воробей пообедал у зверей, а зубастый крокодил чуть его не проглотил.

Можно на прищепки прикрепить изображение мордочек героев (зверей).

Игры с прищепками помогают обучать детей сличению предметов по цвету.

Так,  дети прикрепляют прищепку на край коробочки, к центру которой прикреплен кружок определенного цвета, затем просим детей сказать,  что может быть такого цвета или отобрать предметные картинки  с предметами определенного цвета и поместить их в коробочку.

Конструирование при помощи  прищепок.

Предварительно вырезаем  из картона фигурки (зайчик, ежик, солнышко, жучок, рыбка елочка, тучка и т.д.)

В процессе конструирования читаем короткие стихотворения:

Солнышко утром рано встает, лучики тянет  - тепло нам дает.

Дети берут прищепки и моделируют ими лучики на картонной фигуре.

 Елочка наша вдруг загрустила, лапы еловые вниз опустила.

(пространственная ориентировка и овладение понятиями: вверх-вниз)

Чуть старше включаем уже в работу прищепки при работе над тематическими понятиями и для активизации словарного запаса.

Тематическая цепочка «Посуда»

Дети по одному берут прищепку и,  называя предмет посуды, прикрепляют ее по очереди в одну цепочку.

В старшем возрасте работу с прищепками можно усложнить и еще больше разноообразить:

- используются при формировании слоговой структуры слова

« Прикрепи к картинке прищепки, правильно проговаривая слово»

 - звуковой культуры

«Сколько звуков слышим, столько прищепок к картинке»

Различаем  звуки по своим характеристикам:  на гласные и согласные, твердые и мягкие;  используем в работе прищепки 3 –х цветов: синего, красного и зеленого

Так можно предложить детям из веревочки и разноцветных прищепок сделать «Звуковые бусы», составляя звуковую схему слова и обозначая звуки нужной прищепкой

-   Составляем предложения  по простой картинке, например: «Девочка рисует бабочку», предлагаем детям посчитать из скольки слов состоит наше предложение и прицепить к картинке столько же прищепок.

Работая с буквами и обучая детей чтению, прищепка может быть нам вместо ударения, поможет выделить ударный гласный звук.

Развивая фонематическое восприятие,  можем играть с детьми с использованием разных предметов: бутылочек, баночек, заполненных сыпучими предметами; бубна, палочек.

Бутылочки  - это свистульки, которые помогают нам вырабатывать целенаправленность и силу выдыхаемой струи.  Игра «Поиграем на бутылочке»

 Шумовые коробочки – 2 комплекта: для взрослого и детей, заполнены песком, горохом, крупой, кнопками, скрепками, бусинками, мелкими камушками.

Взяв коробочку из своего набора,  воспитатель трясет ею, а ребенок прислушивается к ее звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую.

Для определения  направленности звука,  берем колокольчик или бубен, ребенок закрывает глаза и слушает  где звучит предмет (вверху – внизу, затем спереди – сзади, чуть старше уже определяет слева- справа)

Игры с мячом

Помогают развивать ловкость рук и решают определенные речевые задачи.

Назови слово

1 вариант – встаем в круг, воспитатель кидает любому ребенку мяч ( и говорит «Я кидаю слово СТОЛ»),  задача ребенка поймать и подобрать обобщающее слово (Мебель) и т.д. используем слова всех обобщающих групп. Можно так в игре закрепить название детенышей диких животных, учить образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме: «Назови себя ласково по имени», «Назови предмет ласково». Играть с мячом можно попарно, когда дети бросают или катают мяч по полу, называя слова определенной тематической группы, по очереди, кто последним назвал слово, тот и победитель.

Игра с мячом «Что из чего сделано?,» , «Какой предмет?» (ложка – железная, кровать – деревянная,), «Подберем слова» -  шапка- меховая, шапка- вязаная, шапка – детская и.т.д, подбираем по нескольку определений к данному существительному)

Игра «Один – много» (стол – столы, перо-перья)

Игра «Скажи наоборот» (подбираем антонимы)

Игра «Придумай предложение с заданным словом»

Словесные игры 

Размытое письмо»

   Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

   Материал. Игрушечный мишка. Воспитатель:

         - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

         Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

        Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

         Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

  Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

  Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

 «Кто больше заметит небылиц?»

 Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Подвижная игра «Живая стрелочка»

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Рядом с ним корзинка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

 Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот подходит и достает из корзинки ведущего картинку, выполняет заданием : Составляет предложение с данным словом, выделяет первый звук  в слове, определяет какой это звук и.т.д.

Главное, подбирая игры, проявлять творчество, варьировать их проведение для поддержания детского интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....