Словесные игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Ушанева Анастасия Михайловна

Ребёнок активно владеет бытовым словарём, точно и правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры,

направленные на речевое развитие детей

старшего дошкольного возраста

Цель: Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова,

обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и

его особенности.

Правила: Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовѐте

(расскажете)...». Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.

«Назови части предмета»

Стул — у стула мягкое или твѐрдое сиденье, спинка и четыре ножки;

шкаф у шкафа три стенки: задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки), ножки; внутри

шкафа — полочки и вешалки.

«Что нужно человеку этой профессии?»

Плотнику - пила, молоток, клещи, топор, рубанок, верстак…;

стекольщику — молоток и гвозди;

парикмахеру — ножницы, расчѐски, фен, зеркало….

«Кого позовѐм?»

Если погас свет — позовѐм электрика;

заболел ребѐнок — врача;

пахнет газом — газовщика;

срочно надо поехать куда-то — таксиста;

нет воды в кранах или они текут — водопроводчика;

кран или замок в дверях не работают - слесаря;

побелить или покрасить стены — маляра...

«Кто играет на этом инструменте?»

Играет на рояле - пианист,

на баяне - баянист,

на скрипке - скрипач,

на гитаре - гитарист,

на гармошке -гармонист.

«Кто что делает»

Паркетчик настилает паркеты;

сварщик сваривает трубы и другие железные предметы, необходимые при строительстве

дома;

продавец продает товар…

«Узнай по описанию и объясни»

Если им провести по бумаге, то останется след — это карандаш;

сидит за рулѐм, везѐт людей — таксист, водитель;

большой, круглый катится по полю, а за ним все бегают — футбольный мяч….

«Назови месяцы»

 Я назову время года, а ты — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь,

2

июль, август и т. д.

 Я назову месяц, а ты — время года: январь — зима, март — весна...

 Какое время года вам больше нравится? Почему?

«Когда это бывает»

1 вариант: Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью,

__________тѐплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в

конце весны и др.

2 вариант: Летом — жарко, ярко светит солнце...

«Когда чем занимаются?»

1. Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных...

2. Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом; дети катаются на

санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.

«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»

Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой; травой, сеном —

поздней осенью.

«Повадки диких животных»

Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчѐл — летом. (Почему убегает?) Заяц-

беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью.

(Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой.

(Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая

их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в

любое время года.

«Что мы знаем о птицах?»

1. Птицы улетают в тѐплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей

(когда им холодно и голодно) — зимой…

«Как одеваемся?»

1. Тѐплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом. Лѐгкая куртка —

весной, осенью; тѐплые ботинки, сапоги — зимой.

2. Что надеваешь на себя летом? Как одеваешь куклу, братика?

Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?

«Назови три главных слова»

… о зиме: снег, мороз, санки;

.. о лете: пляж, река, лодка и т. д.

«Что бывает?»

Зимой — вьюги, метели, сугробы;

летом — жара, дожди, грозы;

весной...;

осенью...

«Что это?»

Персик — фрукт,

редиска — овощ,

малина — ягода.

«Какого цвета?»

Свѐкла — красная

Огурец — зелѐный

Помидор - красный

Апельсин — оранжевый……

«Какой на вкус?»

Абрикос — сладкий,

лимон — кислый,

редька — горькая……

«Какая у плода форма?»

Яблоко — круглое;

груша формой напоминает лампочку;

морковь — длинная, верхний конец толще, нижний заострѐнный……

«Что едим: вершки — корешки?»

Капуста — вершки,

свѐкла — корешки…

«Что лишнее?»

Персики, слива, вишня, помидоры, черешня (все остальные — ягоды, а это овощ);

свѐкла, морковь, картофель, помидоры (помидоры, так как они растут на кустах, а остальные

овощи — в земле).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Статья:"Значение словесных дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста "

laquo;Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей зад...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику""

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает...