Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в страну Звуков Л и Ль "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Татьяна Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в страну Звуков Л и Ль " в подготовительной к школе группе  (с использованием ИКТ)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_l_i_l_.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие в страну Звуков Л и Ль " в подготовительной к школе группе  (с использованием ИКТ) 
Программное содержание: 

- продолжать учить выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова;

- закреплять умение выполнять звуковой  анализ слов, делить слова на слоги;

- упражнять в составлении слов из первых предлагаемых  слогов;

- закреплять умение дифференцировать звуки Л и Ль; 
- закреплять знания детей о гласных, твердых, мягких, звонких и глухих согласных;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематический слух, логическое мышление;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища. 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы: игровой приём, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в

словах, придумывание слов с определенным звуком; рассматривание

иллюстрированных азбук.

                                                          Ход НОД
Организационный момент    СЛАЙД 1

Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Приветствие: - Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.      СЛАЙД 2

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: Это стихотворение о том, что нужно стараться говорить красиво и четко. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи.

Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике (на стульях по одной предметной картинке).

 Дети садятся.

 Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное письмо. Давайте прочитаем его.    СЛАЙД 3

«Мои дорогие юные друзья подготовительной группы «Теремок»! Я Королева Звуков. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Звуков! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Звуков вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»     СЛАЙД 4

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Звуков? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, проведём весёлую гимнастику для язычка     СЛАЙД 5

Мы наш ротик разминаем

И к зарядке приступаем

Если выполним зарядку

Звуки будут все в порядке.

Губки улыбаются

Зарядка начинается….

СЛАЙД 6     «Качели»

- Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счет раз – два, кончик языка поочередно упирается сначала в верхние, а потом в нижние зубы (внутренней стороны). Челюсть не двигать.

СЛАЙД 7    «Накажем непослушный язычок»

На губу язык кладу,

Пя-пя-пя произношу,

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

Ты лопаточку держи,

До пяти, до десяти…

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «па-па-па», а потом покусать зубами: «пя-пя-пя».

СЛАЙД 8    «Почистим верхние зубки»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

Воспитатель: Ну, а теперь мы можем отправляться в путь!  Мы с вами отправимся в гости к звукам, а к  каким - вы узнаете из загадок.

Сама не ем,

А людей кормлю…ложка     СЛАЙД 9

Воспитатель:  Давайте проверим, правильно, это ложка. С какого звука начинается слово-ложка?

Дети: Слово ложка начинается со звука – Л.

Воспитатель: Правильно, давайте закрепим, какой это звук? Согласный, твёрдый.

Мы отправимся в гости к звуку – Л, но одному в волшебной стране звуку Л скучно, поэтому вместе со звуком- Л живет еще один звук, слушайте загадку.

Как созреет–

Станет жёлтым.

Он по вкусу чемпион,

Очень-очень кислый он?...лимон    СЛАЙД 10

Воспитатель: Проверим, правильно, с какого звука начинается слово лимон?

Дети: Слово лимон  начинается со звука – Ль.

Воспитатель: Правильно, давайте закрепим, какой это звук? Согласный, мягкий.

Скажите, пожалуйста, а звуки [л] и [л'] разные или это один и тот же звук?

Дети: Это разные звуки: [л] - твердый, а [л'] - мягкий.

Воспитатель: Давайте пропоем песенку большого самолета, который летит высоко за облаками «Л-л-л», а сейчас маленького, он гудит тише и нежнее «Ль-ль-ль»

Скажите ребята, чем отличается буква от звука? (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель: Звук Л и звук Ль на письме обозначаются буквой Эль. Обратите внимание, как она выглядит (показываю букву Л), давайте с ней познакомимся.

К нашему занятию Роман подготовил букву Л, выйди, покажи, что у тебя получилось. Вот какая красивая буква Л, из каких материалов ты делал? Кто тебе помогал? Очень красивая буква получилась.

Но нашей буковке Л скучно одной и она хочет найти себе друзей. Кто еще из ребят готовил букву? Саша, выходи, покажи, какую букву ты подготовила, какая это буква? (О) Из каких материалов ты делала? Кто тебе помогал? Очень красивая буква получилась.

А давайте, теперь, наши буковки  протянут друг другу ручки, обнимутся и подружатся. Давайте прочитаем, что получилось. У нас получился слог ЛО. СЛАЙД 11 Хором все вместе ЛО

Кто ещё приготовил букву? Вика, выходи, какую букву ты подготовила?  (А) кто тебе помогал? А у буквы Л появилась новая подруга, буква А.  Наши буковки  протянут друг другу ручки, обнимутся и подружатся. Давайте прочитаем, что получилось. У нас получился слог ЛА. СЛАЙД 12 Хором все вместе ЛА.

Кто ещё из ребят приготовил букву? Мирон, выходи, какую букву ты подготовил?  (У) кто тебе помогал? А у буквы Л появилась еще одна новая подруга, буква У.  Наши буковки  протянут друг другу ручки, обнимутся и подружатся. Давайте прочитаем, что получилось. У нас получился слог ЛУ. СЛАЙД 13 Хором все вместе ЛУ.

Спасибо вам большое!

Воспитатель: Итак, первое задание от Королевы Звуков: Игра «Слоговой аукцион»   Нужно придумать,  как можно больше слов со слогом -  Ла – лапа, лавка, лампа, ласты, лапша, лайка, лак, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, лакомка.

Теперь со слогом Ло – лоб, локоть, лодка, ложка, лось, лошадь, лом, лов, лосины, лосось, лопух, лодочник, ловкость.

Лу – лук, луна, лужа, лупа, луч, лунка, лубяной, луноход, лукошко, лунатик, луг.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, и мы видим следующее задание от Королевы Звуков.

Игра «Топай – хлопай» (дети встают)

Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать слово и  определить, если в слове согласный твердый звук Л - хлопайте в ладоши, а если согласный мягкий звук Ль – топайте ногами.

Воспитатель: ласточка, платье, слон, лейка, лиса, самолёт, лук, лист, лимон, ладонь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

Следующее задание такое: Д/и «Из какого ящика тыква?» 

Перед вами картинки – тыквы, внимательно посмотрите на них.

Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук Л или Ль в слове. 

Дети: Звук в слове может стоять в начале, середине, конце.

Воспитатель: Ваша задача - четко произнести название предмета и положить картинку тыкву в нужный «ящик». Используем звуковую схему с окошечками.

Воспитатель: Молодцы ребята! Продолжаем путешествие, следующее задание.

Игра «Доскажи словечко»

Вокруг зелёной ёлки бродили злые …Волки

В этот маленький лесок покатился…Колобок

Ну, давай играть в футбол, забивай скорее…Гол

Нам темно. Мы просим маму нам включить поярче …Лампу

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось…Мыло

Ёлочка, ёлочка, колкая…Иголочка

Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли…Лапки

Молодчина эта Лина, лепит всё из…Пластилина

Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро справились с этим заданием.    Слайд 14 

Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

 Физминутка    Слайд 15

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Буквой «Л» поставьте ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

А теперь назад прогнулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай, голова (вращение).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Воспитатель: ну что, отдохнули? Тогда продолжаем наше путешествие. Вот еще одно задание от Королевы Звуков. «Звуко-буквенный анализ»

Ребята, давайте с вами вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные), каким цветом обозначают гласный звук - (красным), твердый согласный – (синим), мягкий согласный – (зеленым).

Воспитатель: Ваша задача - определить, сколько звуков в слове и поместить соответствующую цифру, а также  на карточке выложить фишками звуки.

«Лыжи» - какой первый звук в слове? Л

Какой это звук? Согласный твёрдый звонкий

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Какой второй звук в слове «лыжи»? Ы 

Какой это звук? Гласный

Какой фишкой обозначим? (красной)

Какой следующий звук? Ж

Какой это звук? Согласный твёрдый звонкий

И последний, какой звук в слове? И

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? Потому что это гласный звук

Сколько всего звуков в этом слове? 4, а букв? 4

Сколько гласных? 2; Сколько согласных? 2

Сколько слогов в слове ЛЫЖИ – 2, давайте проговорим по слогам, как мы разделим?

Аналогично со словом «Лента»

«Лента»  - какой первый звук в слове? Л

Какой это звук?  Согласный мягкий звонкий

Какой фишкой обозначим этот звук? (зеленой)

Какой второй звук в слове «лента»? Е

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? Потому что это гласный звук

Какой третий звук? Н

Какой это звук? Согласный мягкий звонкий

Какой фишкой обозначим этот звук? (зеленой)

Какой следующий звук? Т

Какой это звук? Согласный твердый глухой

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

И последний звук в слове «лента»? А

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? Потому что это гласный звук

Сколько всего звуков в этом слове? 5

Сколько гласных? 2

Сколько согласных? 3

Сколько слогов в слове ЛЕНТА – 2, давайте проговорим по слогам, как мы разделим?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сложное задание? Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Звуков Л и Ль.

Работа с предложением

Воспитатель: Ребята, вы перечислили много отдельных слов. Наша речь состоит из предложений. Скажите, а из чего состоят предложения? (Из слов, это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас раздам карточки с картинками, а вы по схеме должны составить предложения. Дети составляют.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Слайд 16 Ребята, Королева Звуков очень любит чистоговорки, потому, что они помогают  красиво и правильно говорить. Игра «Проговори чистоговорку». Я буду говорить, а вы по очереди будете повторять. Слайд 17

Ла-ла-ла – прилетела к нам пчела.

Ло-ло-ло — на улице светло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ля-ля-ля — зеленые поля. 

Лы-лы-лы — новые столы.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

 «Повтори скороговорку»     Слайд 18

Воспитатель: И последнее задание. А ещё Королеве Звуков нравится такая скороговорка:

 Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыло не любила,

Не любила, но не ныла.

Давайте произнесём скороговорку, нужно постараться быстро и четко произносить слова. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Королеве Страны Звуков, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от неё сюрприз    СЛАЙД 19 (слайд и выходит картинка сундук с медалями). Воспитатель раздает медали каждому ребенку.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Звуков. Вам понравилось наше волшебное приключение?

- Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке? (с буквой "эль")

- Какие звуки она обозначает? ([л] и [л'])

- Какие это звуки? (Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий)

 Что вам показалось трудным? Что больше всего вам понравилось на занятии? Молодцы ребята, вы сегодня были очень активны, а кто, по вашему мнению, больше всего давал правильных ответов? Кому можно вручить медаль помощника Королевы Звуков?   СЛАЙД 20

СЛАЙД 21  Всем спасибо за внимание!


   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Звук [о] и буква Оо »

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Звук [о] и буква Оо »...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Образовательные: - активизировать речевую деятельность детей;-формировать умение импровизировать под музыку;- побуждать эмоционально воспринимать сказку;-продолжать формировать умение инсц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивать речь детей посредством приобщения их к народному творчеству с использованием элементов театрализации по сказке "Рукавичка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие "Путешествие в страну сказок с Дарами Фребеля"

Конспект  непосредственной образовательной деятельности речевое развитие "Путешествие в страну сказок с Дарами Фребеля"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....