Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие по стране сказок»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Хуртина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ds_uspenka_hurtina_metod.razrabotka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Успенка Пугачевского района Саратовской области»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие по стране сказок»

Образовательная область: Речевое развитие

                                                                         

                                                                                Разработала: Хуртина О.А.

воспитатель 1 квалификационной категории

.

2023г.

Образовательная программа: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева

Возрастная группа: старшая группа(5-6лет)

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Тема ОД: «Путешествие по стране сказок»

Цель: Закрепление и расширение знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, расширить и обогатить словарный запас; закрепить названия сказочных героев; закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность; развивать артистические качества.

Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам; формировать навык сотрудничества, доброжелательности, помощи друг другу; повышать уровень эмоционального состояния детей.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: совместная партнерская деятельность ребенка и взрослого беседы, ситуативные разговоры, игровые ситуации.

Активизация словаря: обогащение словаря тематическими группами слов, закрепление представлений об обобщающих понятиях, развитие представлений о смысловой стороне слов, активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

Используемые технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, физминутка), укрепление психоэмоционального здоровья детей. 

Оборудование: Карта путешествия, волшебная река (голубой материал), аудиозапись «Маленькая страна» (И. Резник, И. Николаев) «В гостях у сказки», звуки леса и птиц, мостик, волшебная палочка,

атрибуты и маски для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», мягкие подушечки – пенечки, листы и карандаши для рисования домика по точкам.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»; разучивание слов главных героев, пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинно-символическому плану.Список литературы: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа-М.: МОЗАЙКА-СИТЕЗ,2015.-144с.

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева.

ЭОР : телевизор, DVD-плеер, USB флешка

ХОД ОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Время

Вводная часть (мотивация)

 

-Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.

Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок.

-Ребята, а любите сказки?

- Да, я знаю, вы слушаете сказки с наслаждением. 

-А как можно сказать о сказке, какая она?

-Если в сказке есть чудо, то она…чудесная

-Есть волшебство, то сказка какая?

- Есть добро, то сказка какая?

-Есть радость, то сказка какая?

-Есть мудрость, то сказка какая?

- Скажите, почему они называются народными?


- А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?

Верно. Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и вспомним названия сказок.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать, - сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем 
Колобок – румяный бок. поочередно пальчики
Есть Снегурочка – краса
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу  вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. – хлопаем в ладоши.

-А чтобы отправиться в путешествие по стране сказок нам нужно произнести волшебные слова.

Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.

 

-Да. Любим. Очень любим.

- волшебная

- добрая

-радостная;

- мудрая

-Потому что их сочинил русский народ.

-Такие сказки называют авторскими.

Выполняют пальчиковую игру.

Дети встают в круг и говорят слова:

Раз-два-три-четыре-пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки)

В сказку мы хотим попасть. (кружатся вокруг себя)

3 минуты

Основная часть

Звучит музыка «В гостях у сказки». В группе появляется карта сказочной страны.

- Ребята, смотрите! Что это такое? Так это же карта сказочной страны! А что можно сделать с помощью карты?  

-Пора взглянуть на карту.

В самом начале пути нас ждет волшебная река. Нам надо пройти через нее, как вы думаете мы можем перейти через речку?

Но, чтобы построить мостик, нам надо выполнить задание. Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть любимых сказочных героев.

- Молодцы! Вот мы и построили волшебный мостик. Проходите осторожно. 

-А мы продолжим наш путь. Давайте посмотрим на карту. Куда ведет нас дорога дальше?

Так это же волшебный лес.

Звучит фонограмма со звуками  птиц, леса, журчания ручья.

-Ребята, а вы слышите, что это за звуки?

- Ребятки, а вы хотите погулять по волшебному лесу.

Физкультминутка «Вместе по лугу идем»

Вместе по лесу идем,                

Не спешим, не отстаем.            

 Вот выходим мы на луг            

Тысяча цветов вокруг!              

Вот ромашка, василек,              

Медуница, кашка – клевер.      

Расстилается ковер

И направо, и налево.                  

Чтоб сорвать в лесу цветочки,   Наклоняйтесь до носочков.       

Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок.           

Снова мы идем по лесу.         

А вокруг – так интересно!     

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

- А в волшебном лесу растут волшебные растения и живут волшебные птицы и звери.

-Ребята, а каких волшебных животных и растения вы знаете?

-А наше путешествие продолжается и нас ждет следующее задание.

-Чтобы его выполнить нужно быть очень внимательными. Представьте себе, что мы с вами превратились в волшебников. Сейчас мы с вами с помощью волшебных карандашей соединим по цифрам точки и посмотрим

что же получится.

- Ребята, вы справились с заданием? Что же у вас получилось?

-А давайте, мы с вами вспомним как в русских народных сказках называется домик?

-Сказки вспомнили, героев вспомнили, в волшебном лесу погуляли, избушку нарисовали. А теперь, я предлагаю вам самим показать и рассказать сказку. Но для начала отгадайте загадки.

-Комочек пуха, длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

-Серый, зубастый, по полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

-Зимой спит, летом ульи ворошит.

-Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

Хитра я и проворна, зайчиков люблю

-Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

-Этот сторож дом охраняет,

На воров он громко лает.

-Сейчас наша волшебная палочка прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в сказочных героев.

 

-Тише, тише, не шумите

Нашу сказку не спугните

Здесь бывают чудеса,

Где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем и покажем

Сказка эта «Заюшкина избушка».

-Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

- Заинька впустил лису, а она его из избушки-то и выгнала.

-Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака.

-Собака испугались и убежала.

-Идет зайчик и плачет, а навстречу ему волк.

- Пошли они к избушке. Волк как зарычит.

- Волк испугался и убежал в лес.

-Сел зайчик под кустик и плачет.      

-Идет мимо медведь.

- Пошли к избушке. Медведь как заревет.

-Медведь испугался и ушел.

- Сидит зайка под кустиком и плачет пуще прежнего.

-Идет мимо петушок – золотой   гребешок и косу на плече несет.

-Увидел зайчика и спрашивает.

-Пошли к избушке. Петух   сапогами затопал, крыльями  захлопал:    

- А лиса испугалась и говорит.  

-Лиса опять говорит

- Петух сапогами затопал, крыльями захлопал:    

   

  

-Лиса выскочила из избушки и   убежала в лес. И стал зайчик опять   жить-поживать в лубяной избушке

- Ребята, вам понравилась сказка?  

-А как сказка называлась?

-А какая лиса в этой сказке? 

-А зайчик? 

-А кто помог зайчику? 

-Каким он был? 

-Ребята, а чему нас учит сказка?

-Ребята, а что всегда побеждает добро или зло?

 -Правильно!

-Артистами ребята вы побывали,

 И сказку поучительную показали,

 Артистами были вы хорошими,

-Похлопаем друг другу в ладоши мы!

 

Отправиться в путешествие.

Ответы детей.

-Лиса Патрикеевна, Серый Волк, Карабас Барабас, Красная шапочка, Буратино, Дюймовочка.

Дети переходят через речку.

-Это лес.

-Это журчание ручья, шум леса и пение птиц.

-Да, очень.

Дети выполняют движения, которые показывает

воспитатель.

-Жар-Птица, Конек-Горбунок, «Серебряное копытце», «Аленький цветочек», дерево с молодильными яблочками, «Гуси – Лебеди»

Выполняют задание.

-Домик.

-Изба, избушка.

 

-Заяц.

 

-Волк.

 -Медведь.

 

-Лиса.

-Петух.

-Собака.

Лиса: - Заинька впусти меня погреться, моя избушка растаяла.

Заяц: - Заходи, лисонька, погрейся, замерзла совсем.

        

Собака: - О чем зайчик плачешь?

Заяц: - Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

 -Пришла весна, у нее избушка растаяла

 Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Собака: - Не плачь, зайчик, мы ее выгоним.

Собака: - Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!

Лиса: -Как выскочу, как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам!

Волк: О чем зайчик плачешь?

Заяц: -Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

 Пришла весна, у нее избушка растаяла

 - Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Волк: -Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц: -Нет, волк, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.

Волк: -Нет, выгоню!

Волк: -Р-р-р! Поди, лиса, вон!

Лиса - Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Медведь: - О чем заинька плачешь?

Заяц: -Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, у нее избушка растаяла.

Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Медведь: -Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц: -Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.

Медведь: -Нет, выгоню!

Медведь: - Поди, лиса, вон!

Лиса: -Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Петух: -Что ты, зайка, плачешь?

Заяц: - Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Пришла весна, у нее избушка растаяла

- Она попросилась ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Петух: - Пойдем, я ее выгоню.

Заяц: - Нет, не выгонишь.

Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, волк гнал – не выгнал,

И ты не выгонишь.

Петух: -А я выгоню. Пойдем!

Петух: -Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Лиса: - Одеваюсь…

Петух: -Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!        

-Да.

-Заюшкина избушка.

-Хитрая, ловкая, проворная.

-Бедный, несчастный, трусливый.

-Петух.

-Храбрым, отважным, смелым.

-Добру, дружбе, помощи друг другу.

-Добро!

Хлопают друг другу.

20 минут

Заключительный (рефлексия)

- Ребята, давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Наш путь закончился, нам пора возвращаться в группу. Чтобы отправиться обратно, нам надо сказать волшебные слова.

Воспитатель вместе с детьми:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вместе мы в кругу опять

Со сказкой мы прощаемся-

В группу возвращаемся.

- Вам понравилось путешествовать по сказкам?

-Что вам понравилось больше всего? 

-Каких героев вы запомнили?

-Путешествие наше закончилось, но мы еще не раз встретимся с нашими друзьями-сказками и сказочными героями.

Дети выполняют движения, которые показывает

воспитатель.

-Понравилось!

Ответы детей.

-Лиса, заяц, собака, медведь, петух.

2 минуты

 



                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2-ой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи:1. Уточнить, активизировать и акту...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие муравья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие муравья»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»

Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:" Путешествие в страну театра".

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет в логопедической группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей и игровой ...