Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе общеобразовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе общеобразовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся

 с тяжёлыми нарушениями речи

(вариант 5.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukova_n.n._teh._karta_uroka_zvuk_i_bukva_s.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Отдел дополнительного образования

Направление подготовки

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

«Логопедия»

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе общеобразовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся

 с тяжёлыми нарушениями речи

(вариант 5.2)

Тема: Звуки [С], [С’]. Буква «С»

Исполнитель:

Жукова Наталья  Николаевна

слушатель группы переподготовки «Логопедия»

        

(подпись)

Руководитель программы:

Богатая О.Ф., старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования

________________________________________

 (подпись)

Сургут 2023 г.

Тема: Звуки [С], [С’]. Буква «С»

Цель: познакомить со звуками [С], [С’] и буквой С, которая их обозначает.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить со звуками [С], [С’] и буквой С, которая их обозначает.
  • Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • Формировать навыки звуко-слогового анализа.
  • Закреплять умение образовывать образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных.
  • Познакомить детей с графическим образом буквы С.
  • Развивать навык чтения буквы отдельно, в слогах, словах;
  • Научить писать букву С.

Коррекционно-развивающие:

           -   Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

     - Развивать графические навыки, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

    - Воспитывать положительное отношение к занятиям;

    - Воспитывать умение контролировать собственную речь;

    - Формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

 Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, схемы слов, слоговые таблицы, мяч, прописи, ручки.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

1. Орг. момент

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»:

Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька, маленький как крошка.        

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет.

Щечки теплыми лучами нежно согревает!

Приветствуют учителя.

Выполняют упражнение.

(слайд №3)

Повторение пройденного материала

Фонетическое упражнение.

Вспомним правила, которые мы уже знаем. Скажите, что такое звуки речи?

 Что такое буквы?

Мы знаем, что звуки бывают

согласные и гласные. Чем гласные звуки

отличаются от согласных звуков?

Пропоём гласные звуки.

Звуки речи - это то, что мы слышим и произносим.

Буквы – это то, что мы видим,

пишем и читаем.

Гласные звуки можно потянуть, пропеть, а согласные пропеть нельзя есть преграда.

 (слайд №4)

2.Основной этап.

Введение в тему занятия.

Повтор артикуляции звука С.

Сегодня, конечно, мы узнаем что-то новое, что-то интересное. Познакомимся с новой буквой.

Но сначала выполните первое задание.

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь… (Свинья)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)  

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.

Если кто-то хочет есть,

На него придется сесть… (Стул)

Какой звук повторяется в этих словах?

Губы немного растянуты в улыбку.  

Зубы заборчиком со щелью.

Кончик языка упирается в нижние зубы.

 Воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка.

Голосовые связки отдыхают,

горло не дрожит (нет голоса).

Дети отвечают (могут быть несколько вариантов).

(слайд №5)

Звук С

 

(слайд №6)

Выполняют артикуляцию звука.

Характеристика звука [С].

Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С-Сь и научимся писать букву С. Давайте произнесем звук С

Получается его спеть? Почему?

Значит звук какой?

В каком домике будет жить этот звук? (в синем)

Звук С – согласный, глухой.

А теперь произнесите слова – лось, лесенка, селедка. Какой здесь звук С?

Вывод: звук С - бывает твердый и мягкий

Дети произносят звук С

Нет

Нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх

(согласный)

Согласный, мягкий, глухой.

Не поется.

 (слайд №7)

Дифференциация звука [С] от других звуков
в слогах, словах.

Речевая зарядка

Я буду произносить слоги и слова, а вы, если услышите звук [С] поймайте  в ладоши.

су  те  ос  тя  ать  сю  са  ись  си  тё  ить

сок, садик, гусак, усатый, салат, бусы, весы, пианино, мечта, кабина, чудо, сани.

 «Не зевай, лови мяч и повторяй»

ас-ос-ус-ис, са-со-су-си, аса-осо-усу-иси; ста-сто-сту-сты;

 У меня есть палочка- отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «С» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

Дети выполняют упражнение.

Проговаривают слоговые ряды (ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти)

Придумывают слова с данным звуком.

(слайд №8)

Игра «Доскажи словечко»

Если в гости ты пришел

То тебя зовут за …(стол)

Ходит рыжий, пьет из лужи,

Не боится лютой стужи,

Хвост лохматый, черный нос.

Кто же это? Рыжий…   (пес)

Дремлет в будке старый пес

Как зовут его?… (Барбос)

Стол

Пес

Барбос

(слайд №9)

Игра «Где звук»

Я буду показывать картинки, нужно внимательно посмотреть и определить место звука «С» в названиях картинок.

Дети выполняют задание – определяют место звука С в словах – Лиса, стакан, аист, оса, стул, кактус.

(слайд №10, 11, 12)

И г р а  «Один - много»
(
образование именительного и родительного падежа мн. числа существительных.)

Я буду бросать мяч и называть слово, вы ловите мяч и называете один - много.

Дети ловят мяч и называют слова ласково Мост – мосты – много мостов                    

аист –аисты – много аистов                          

автобус – автобусы – много автобусов            

поднос – подносы –много подносов

хвост – хвосты – много хвостов

миска – миски – много мисок

носок – носки  - много носков

оса – осы – много ос

стакан – стаканы – много стаканов

(слайд 13)                              

Физкультминутка.

У нас славная осанка –

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках

И пойдем на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

Ну, а если надоесть,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес..

Дети выходят из-за столов, становятся в круг.

(слайд 14)

Знакомство с буквой С.

                                            Игра «Определим звуки»                                         звуко-слоговой анализ.

Чтение слогов.

Логопед: Ребята, звуки [С], [С’] на письме обозначаются буквой С, посмотрите, на что она похожа?

«Соотнеси с буквой».

Соедините с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звуков [С], [С’].


Ребята, определим звуки [С], [С’]  и  поделим слово по слогам.

А сейчас почитаем.
(логопед проводит указкой от букв, обозначающие гласные звуки к букве С . Дети Читают. Затем от буквы С к буквам, обозначающим гласный звук)

На цифру 4, на перевернутый стул, на змейку, на чайник с носиком… (слайд №15)

Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.

 (слайд №16)

Дети определяют.

(слайд №17)

Дети читают слоги в интервакальном положении.

(слайд №18)

Игра «Читаем слова»

Ребята прочитаем слова?

Дети читают слова – сам, нос, сама, сом, ус, сума.

(слайд №19)

Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем приступить к письму буквы С, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик –слабенький,

Этот пальчик - длинненький,

Это пальчик - сильненький,

Этот пальчик- большачок,

Ну, а вместе - кулачок.

Выполняют упражнение.

(слайд №20)

Работа в прописях.

Письмо буквы С.

Из скольки элементов состоит буква С?

Пропишем букву С сначала в воздухе.

Приступайте писать букву С в прописи. Сначала обведите букву С по точкам, затем пропишите букву самостоятельно.

Буква Ч состоит из двух элементов.

Прописывают букву Ч в воздухе.

Пишут в прописи.

(слайд №21, 22)

3.Итог занятия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

Правильно, ребята. А какой звук [С]?

Молодцы!

Звуки [С], [С’].  обозначается буквой С.

Звук [С] – согласный, глухой, бывает  твердый и мягкий.

 (слайд №23)

4.Домашнее задание.

1 Чтение слогов с буквой «С»

2. Проговариваем, заучиваем скороговорки

Внимательно слушают домашнее задание.

(слайд №24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей

В соответствии с требованиями ФГОС НОО глухих детей образовательная организация может создавать дифференцированные АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответ...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями

Программа содержит описание целей,  задач, основных принципов построения программы. В программе представлено содержание и основных  направлений  коррекционной деятельности  учителя...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития (вариант 7.1)...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...