Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»
календарно-тематическое планирование по развитию речи

Михайлова Марина Викторовна

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми и работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_topotushki-govorushki.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«2022 год -  год народного искусства и нематериального культурного

 наследия народов России»

группа раннего возраста «Солнышко»

сроки реализации: 2022 – 2023 год

воспитатель: Михайлова М.В.

Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир, знакомить детей с произведениями русского народного творчества.

 Задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

- Расширять словарный запас;

- Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети,  педагоги,  родители.

Возраст детей: 2-3 лет.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2022г. по май 2023г.)

Актуальность и существующая проблема:

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  • отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  • формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  • использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  • создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные и хороводные  игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. необходимо контролировать длительность занятия.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

Анкетирование родителей;

Изучение интернет ресурсов;

Выявление уровня заинтересованности детей произведениями малых форм фольклора;

Подбор информации, методического материала для реализации проекта;

Формулирование цели и задач проекта;

Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках;

Оформление информационного уголка для родителей на темы: «Любимые книги наших малышей», «7 секретов воспитания интереса к чтению», «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотечка ребенку 2-3 лет», «Чтоб ребенок стал читайкой!», папка-раскладушка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», памятка для родителей «Как научить ребенка любить читать» и др. ;

Пополнение РППС группы произведениями малых форм фольклора и наглядно-дидактическим материалом;

Разработка цикла конспектов НОД по теме проекта;

Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора;

  1. Основной этап:

Внедрение перспективного плана работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;

Игровая деятельность (русские народные подвижные игры);

НОД (с использованием малых форм фольклора);

Заучивание потешек, закличек, песенок, прибауток;

Прослушивание аудиозаписей песенок с элементами фольклора;

Прослушивание и просмотр русских народных сказок, мультфильмов;

Выставка книг с различными жанрами фольклора;

Чтение и рассматривание иллюстраций произведений малых форм фольклора;

Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;

Обыгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок, колыбельных песенок и т. д. ;

Консультация для родителей «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе дома»;

Создание картотеки и медиатеки произведений русского фольклора;

Пополнение уголка книжки совместно с родителями;

Создание лэпбука «Фольклор малышам» совместно с родителями;

Создание картотеки пальчиковых,  речевых, хороводных и подвижных  игр;

Выпуск консультаций и рекомендаций  для родителей «Фольклор детям».

  1. Заключительный этап:

Итоговое мероприятие – НОД по теме проекта;

Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;

Фото и  видео отчет о проделанной работе с детьми.

Совместная деятельность с детьми:

Сентябрь:

Адаптация детей, использование фольклорных произведений в режимных моментах (прием детей, умывание, одевание на прогулку, кормление, самостоятельная  и совместная деятельность детей, укладывание спать в тихий час).

Октябрь:

 Чтение, рассказывание песенок, потешек, закличек и т.д.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, песенкам, потешкам.

Создание картотеки пальчиковых, речевых, хороводных  и театрализованных игр.

Ноябрь:

Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», и др., закличек «Солнышко, солнышко.», «Дождик, дождик» и т. д. ;

Презентация «Народные музыкальные инструменты», знакомство с колокольчиками, бубном, барабаном, дудочкой, свистулькой, губной гармошкой.

Хороводные  игры «Заинька, попляши», «Мы на луг ходили», и других.

Декабрь:

Прослушивание аудиозаписей  песенок с элементами фольклора.

Народные хороводные игры.

Январь:

Обыгрывание пальчиковых  игр на основе малых форм фольклора.

Создание уголка театрализации в группе – на ковролине, пальчиковый, масочки, атрибуты, музыкальные инструменты.

Февраль:

Дидактические и развивающие игры: «Узнай сказку», «Кто в домике живет?», «Узнай потешку», развивающее лото «Игрушки»;

Рисование  крендельки-баранки,  пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки».

Обыгрывание эпизодов знакомых сказок, потешек, колыбельных.

Апрель:

Совместное изготовление из соленого теста оладушек, крендельков, печенек,  улитки из пластилина, мисочки для кошки.

Дидактические игры «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», игры-вкладыши.

Май:

Театрализация «Вышла курочка гулять…».

Видео и фотоотчет для родителей.

Работа с родителями

Сентябрь:

Анкетирование родителей.

Консультации «Песенки и потешки  для легкой адаптации детей к яслям».

Октябрь:

Пополнение книжного уголка красочными произведениями русского народного творчества.

Создание домашних библиотек произведений малых форм народного творчества.

Ноябрь:

Выставка книг с различными жанрами фольклора.

Оформление уголка для родителей, рекомендаций «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотека ребенку 2-3 лет»

Декабрь:

Акция «Подари книжку саду».

Оказание помощи в создании РРПС группы предметами и произведениями малых форм фольклора, наглядно-методическими материалами.

Январь:

Рекомендации «Играем с детьми – русские народные подвижные и хороводные игры».

Помощь в оформлении и изготовление атрибутов для  театрализованной деятельности  на основе произведений фольклора.

Февраль:

Консультации «Пальчиковые игры, музыкально-ритмические упражнения».

Март:

 Создание развивающих книжек «Пестушки-говорушки».

Апрель:

Консультации «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок».

Май:

Фото и видео отчет о проделанной работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

- разовьется способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него;

- активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи;

- у детей возникнет положительное отношение к НОД и режимным моментам;

сформируется система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы;

- будут подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;

составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;

- будет подобран материал по теме  «Фольклор малышам» для дальнейшего использования в педагогическом процессе;

- будет создана картотека пальчиковых и хороводных игр на основе произведений малых форм фольклора; пополнится книжный уголок  произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками;

- установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;

- у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе через использование малых форм фольклора.

 

Список литературы:

1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.

2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.

3. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007.

4. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.

5. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.

6. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 7 лет.

7. Книги-сборники художественных произведений русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»

Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...

План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»

quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...

Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...