Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»
календарно-тематическое планирование по развитию речи
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми и работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«2022 год - год народного искусства и нематериального культурного
наследия народов России»
группа раннего возраста «Солнышко»
сроки реализации: 2022 – 2023 год
воспитатель: Михайлова М.В.
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм «Топотушки-говорушки»
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир, знакомить детей с произведениями русского народного творчества.
Задачи:
Развивающие задачи:
- Развивать речевые способности детей раннего возраста;
- Расширять словарный запас;
- Формировать связную речь;
Образовательная задача:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 2-3 лет.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2022г. по май 2023г.)
Актуальность и существующая проблема:
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).
Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.
В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
- отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
- формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
- использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
- создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные и хороводные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.
Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:
1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
3.содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
4. необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
5. необходимо контролировать длительность занятия.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
Анкетирование родителей;
Изучение интернет ресурсов;
Выявление уровня заинтересованности детей произведениями малых форм фольклора;
Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
Формулирование цели и задач проекта;
Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках;
Оформление информационного уголка для родителей на темы: «Любимые книги наших малышей», «7 секретов воспитания интереса к чтению», «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотечка ребенку 2-3 лет», «Чтоб ребенок стал читайкой!», папка-раскладушка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг», памятка для родителей «Как научить ребенка любить читать» и др. ;
Пополнение РППС группы произведениями малых форм фольклора и наглядно-дидактическим материалом;
Разработка цикла конспектов НОД по теме проекта;
Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора;
- Основной этап:
Внедрение перспективного плана работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;
Игровая деятельность (русские народные подвижные игры);
НОД (с использованием малых форм фольклора);
Заучивание потешек, закличек, песенок, прибауток;
Прослушивание аудиозаписей песенок с элементами фольклора;
Прослушивание и просмотр русских народных сказок, мультфильмов;
Выставка книг с различными жанрами фольклора;
Чтение и рассматривание иллюстраций произведений малых форм фольклора;
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;
Обыгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок, колыбельных песенок и т. д. ;
Консультация для родителей «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе дома»;
Создание картотеки и медиатеки произведений русского фольклора;
Пополнение уголка книжки совместно с родителями;
Создание лэпбука «Фольклор малышам» совместно с родителями;
Создание картотеки пальчиковых, речевых, хороводных и подвижных игр;
Выпуск консультаций и рекомендаций для родителей «Фольклор детям».
- Заключительный этап:
Итоговое мероприятие – НОД по теме проекта;
Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
Фото и видео отчет о проделанной работе с детьми.
Совместная деятельность с детьми:
Сентябрь:
Адаптация детей, использование фольклорных произведений в режимных моментах (прием детей, умывание, одевание на прогулку, кормление, самостоятельная и совместная деятельность детей, укладывание спать в тихий час).
Октябрь:
Чтение, рассказывание песенок, потешек, закличек и т.д.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, песенкам, потешкам.
Создание картотеки пальчиковых, речевых, хороводных и театрализованных игр.
Ноябрь:
Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», и др., закличек «Солнышко, солнышко.», «Дождик, дождик» и т. д. ;
Презентация «Народные музыкальные инструменты», знакомство с колокольчиками, бубном, барабаном, дудочкой, свистулькой, губной гармошкой.
Хороводные игры «Заинька, попляши», «Мы на луг ходили», и других.
Декабрь:
Прослушивание аудиозаписей песенок с элементами фольклора.
Народные хороводные игры.
Январь:
Обыгрывание пальчиковых игр на основе малых форм фольклора.
Создание уголка театрализации в группе – на ковролине, пальчиковый, масочки, атрибуты, музыкальные инструменты.
Февраль:
Дидактические и развивающие игры: «Узнай сказку», «Кто в домике живет?», «Узнай потешку», развивающее лото «Игрушки»;
Рисование крендельки-баранки, пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки».
Обыгрывание эпизодов знакомых сказок, потешек, колыбельных.
Апрель:
Совместное изготовление из соленого теста оладушек, крендельков, печенек, улитки из пластилина, мисочки для кошки.
Дидактические игры «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», игры-вкладыши.
Май:
Театрализация «Вышла курочка гулять…».
Видео и фотоотчет для родителей.
Работа с родителями
Сентябрь:
Анкетирование родителей.
Консультации «Песенки и потешки для легкой адаптации детей к яслям».
Октябрь:
Пополнение книжного уголка красочными произведениями русского народного творчества.
Создание домашних библиотек произведений малых форм народного творчества.
Ноябрь:
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Оформление уголка для родителей, рекомендаций «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотека ребенку 2-3 лет»
Декабрь:
Акция «Подари книжку саду».
Оказание помощи в создании РРПС группы предметами и произведениями малых форм фольклора, наглядно-методическими материалами.
Январь:
Рекомендации «Играем с детьми – русские народные подвижные и хороводные игры».
Помощь в оформлении и изготовление атрибутов для театрализованной деятельности на основе произведений фольклора.
Февраль:
Консультации «Пальчиковые игры, музыкально-ритмические упражнения».
Март:
Создание развивающих книжек «Пестушки-говорушки».
Апрель:
Консультации «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам – урок».
Май:
Фото и видео отчет о проделанной работе с детьми.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- разовьется способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него;
- активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи;
- у детей возникнет положительное отношение к НОД и режимным моментам;
сформируется система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы;
- будут подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;
составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;
- будет подобран материал по теме «Фольклор малышам» для дальнейшего использования в педагогическом процессе;
- будет создана картотека пальчиковых и хороводных игр на основе произведений малых форм фольклора; пополнится книжный уголок произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками;
- установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;
- у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к художественной литературе через использование малых форм фольклора.
Список литературы:
1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.
3. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007.
4. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.
5. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.
6. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 7 лет.
7. Книги-сборники художественных произведений русского народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-875793-1484324758.jpg)
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-1150601-1561295369.jpg)
План работы по самообразованию воспитателя на тему:«Развитие речевой активности и обеспечение эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм и театральной деятельности .»
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/29/picture-449616-1561821486.jpg)
План Самообразования по теме: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»
quot;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-1165918-1569176297.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1230753-1585125938.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942402-1504109002.jpg)
Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...