Литературно-правовой час "Сказочные герои и их права"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Литературно-правовой час для детей подготовительной группы на тему : "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через литературные произведения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказочные герои и их права»

(Литературно-правовой час для детей дошкольного возраста.)

           Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы очень рады  видеть вас в библиотеке!  Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое право.  Какие права есть у людей, какие обязанности. Что бывает, когда люди их нарушают.

     Мир, в котором мы живём такой большой и сложный. А чтобы жизнь в нём была безопасной, люди придумали права. Право – это правила, по которым могут жить и живут люди. Давайте представим себе такую ситуацию, когда люди живут без правил. Появляется картинка  (Слайд - движение). Мы видим улицу, транспорт, пешеходов, светофор и если бы не было никаких правил, что бы получилось? Люди стали бы переходить улицу, кому,  где захочется.  Машины двигались бы,  не реагируя на светофор. Ребята, как вы думаете, чтобы из этого всего получилось? (Беспорядок, хаос, неразбериха)

    И чтобы такой неразберихи не происходило, чтобы был порядок везде, более 20 лет назад 20 ноября 1989 года собрались представители всех государств и проголосовали за принятие договора о правах ребёнка.

Ведущая: Давайте поближе познакомимся,  какие же это права? (Родился человек - слайд). Ребята приложите руку к сердцу. Слышите, как оно бьётся. Тук-тук-тук. Каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни. У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся родители, воспитатели, врачи, милиционеры и другие люди. Никто и никогда не может лишить ребёнка жизни. Ребята, посмотрите на рисунок. (Слайд)

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Так написал когда - то маленький мальчик на своём рисунке. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и счастливое детство.  (Слайд)

Ведущая: Ребята давайте с вами немножко поиграем. (Несколько человек встают в круг.) Я буду бросать мяч, а вы ловите его и называйте своё имя.

(После игры) Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. (Слайд.)

Вопросы:

Нравится ли тебе твоё имя?

Как называют тебя в семье?

А заешь ли ты что означает твоё имя?

Давайте заглянем в энциклопедию:

Софья – мудрая;

Алсу – розовая вода;

Виктор – победитель;

Александр – защитник;

Екатерина – чистая;

Марина – морская;

Иван - милость божия;

Людмила – милая людям.

(Слайд) Ну, а сейчас предлагаю поиграть ещё  одну  в игру, которая называется «Ласковое имя лучше,  мягкого  пирога». Дети называют друг друга ласковыми именами.

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте, вместе с вами растёт ваше имя. И это важное право на имя. Ребята, а почему нельзя давать прозвища. Это очень обидно.

Ведущая: Ребята, когда вы были совсем маленькими, мамы вам читали прибаутки, потешки. А моя самая любимая потешка, про дедушку Егора. Послушайте, ребята:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети - на телятках,

Внуки – на козлятках.

Подумайте, как можно назвать одним словом людей,  которые едут из-за леса, из-за гор?  Семья.  (Слайд.)

Если  отгадаем загадки, узнаем, сколько человек живёт в большой семье.

Загадки:

  1. В этом слове семь букв «Я»

Отгадай-ка, друг…Семья. (Слайд.)

  1. Излучает она свет,

От улыбки – ямочка.

Никого дороже нет,

 Чем родная …Мамочка. (Слайд.)

  1. Всё хозяйство лебеда

Да хохлатка рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит …Бабушка. (Слайд.)

  1. Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый …Дедушка.  (Слайд.)

  1. Угадай-ка кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа

Жду друзья от вас ответа

Молодцы! Конечно …Папа. (Слайд.)

  1. Надарила безделушек –

Семь матрёшек и бобренка.

Но дороже всех игрушек.

Для меня моя…Сестрёнка. (Слайд.)

Ведущая: Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу и любовь. Ребята, а как заботятся о вас ваши родители?  (Отвечают дети.)

А какие чувства вы при этом испытываете?  Какие сказки вам рассказывает бабушка?  (Ответы детей.)

Ребята! Давайте немного поиграем с нашими пальчиками. Повторяйте за мной:

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Ведущая: Не зря в народе говорят «Без семьи нет счастья». Право на жизнь в семье со своими родителями – очень важное право.

Ведущая: (Проводит игру «Назови свой адрес»).

Каждый ребёнок имеет право на жильё и его неприкосновенность. Никто не имеет права лишать вас,  жилья и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом. Ребята, скажите  пожалуйста, есть ли у вас обязанности по дому?  Ответы детей:

  • Наводить порядок в собственной квартире;
  • Убирать на место свои игрушки;
  • Содержать свои вещи в порядке;
  • Убирать за собой постель;
  • Не оставлять грязную посуду;
  • Помогать накрывать на стол. Молодцы!

Ведущая: Ребята, подумайте и скажите, как могут пообщаться близкие люди друг с другом, если они живут в разных городах, на большом расстоянии и не могут часто видеться, приезжать в гости. Как же быть?

  Рассуждения детей. (Слайд 9)

Да, можно написать письмо. Давайте напишем письмо Золушке и пошлём ей в подарок маленькие открытки. Появляется кукла Баба-Яга в домике. Как интересно. Что там в конверте?

Ведущая: Баба-Яга! Письмо адресовано не тебе.

Баба-Яга: А кому же?

Ведущая: Давайте спросим детей. Ребята, кому мы отправили открытки?

Отвечают дети: Золушке.

Ведущая: Так что отдавайте конверт Баба-Яга, он адресован не вам, вы не имеете права открывать его.

Баба-Яга: Я тоже хочу, чтобы вы написали мне письмо.

Ведущая: Напишем ребята?

Отвечают дети: Обязательно!

Ведущая: У каждого человека есть право на тайну переписки. Никто не имеет права читать чужие письма, вмешиваться в личную жизнь других людей.

Ребята, совсем скоро вы пойдёте в школу. Наша страна заботится о вас, строятся новые школы, классы оснащаются новым оборудованием, которое поможет вам в учении. В каждом классе висит доска, на которой вы будете писать свои первые слова: «Я», «Мама», «Родина». А родители приобретут для вас новые портфели и школьные принадлежности. Каждый ребёнок имеет право на образование.

А сейчас небольшая игра «Я буду здоров»:

Я буду говорить первую часть предложения, а вы закончите предложение. Я буду здоров, если буду

Хочешь быть здоров, прояви волю и терпение. Наше здоровье зависит от нас самих. В конвенции о правах записано - каждый ребёнок имеет право на охрану здоровья.

Ведущая:В нашей стране живут много других народов. Рассмотрим.(Слайд.)

Право пользоваться своей культурой и родным языком. У каждого народа свои традиции, своя культура.

Право на культурную и национальную самобытность, родной язык.

Ведущая:

У нас сегодня встреча не простая.

Мы с вами эту книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев.

Смотрите зорче и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

Ведь о правах не зря идёт молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Мы получили письма и они от ваших любимых сказочных героев. Ребята! Помогите нам разобраться какие же права нарушены в сказках.

Ведущая:

1. Вы все знаете сказку «Маша и медведь».

  • Что случилось с Машей в этой сказке?
  • Хотелось ли Маше жить у медведя?
  • А с кем хотелось жить девочке?

В этой сказке нарушено право на проживание со своими родителями, со своей семьёй.

2. Заяц - доброе сердечко

Рыжую пустил на печку.

День другой прошёл, лисица

Лисица вдруг затеяла браниться.

Не желаю жить с тобой!

Убирайся вон, косой!

Ведущая:

И зайчишку прогнала,

Узелок лишь отдала.

Сел зайчишка на опушке

И прижав от страха ушки

Начал горько-горько плакать.

Вот идёт петух с косой

Петух: Плачешь ты о чём косой?

Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А лисица – в ледяной.

Как растаял лёд весной,

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.

Петух: Не горюй, приятель, вскоре твоему поможем горю!

Покажу лисе косу

Живо выгоню лису!

Заяц: Да её собаки гнали, но с испугу убежали,

Гнал и сам медведь недавно

Ты не справишься подавно!

Петух: Поглядим. Ку-ка-ре-ку!

Вон, лиса!

Убирайся прочь в леса!

Вот возьму косу на плечи!

Я иду лису по сечи!

Лиса: Что ты, Петя, не спеши,

Мне одеться разреши.

Петух: Прекрати пустые речи,

Прочь пошла, плутовка, с печи

Ведущий: Ох и струсила лиса!

Прыг с печи, да и в леса!

Припустила во весь дух –

Напугал её петух!

С той поры зайчишка с Петей.

Лучшие друзья на свете.

Ведущая: Какое право здесь было нарушено?  (Ответы детей.) Никому не позволено вторгаться в ваш дом. Каждый должен чувствовать себя дома в безопасности. Каждый ребёнок имеет право на жильё и на неприкосновенность жилища.

(Слайд)

Ведущая: Посмотрите на следующую иллюстрацию  к одной из ваших любимых сказок. Как называется эта сказка?  (Отвечают дети.) Да, эта сказка называется «Три поросёнка»  С. Михалкова.

Ребята, а какие события происходят в сказке?  (Отвечают дети.) А, как вы думаете, какое право нарушил волк?  Вспомните,  предыдущую сказку. (Отвечают дети.) Да, право на жильё, его неприкосновенность. Но в этой сказке нарушено ещё одно право. Вспомните, что хотел сделать волк с поросятами? Да съесть, лишить их жизни. Подумайте, какое же ещё право было нарушено в этой сказке? (отвечают дети.) 

     Право на жизнь, на личную безопасность.

(Слайд)

Ведущая: Ребята! А вы любите сказку «Волк и семеро козлят». А какую песенку пела коза, чтобы козлята отворили ей дверь.  (Отвечают дети.)

А что же в конце сказки происходит, какие события?  (Отвечают дети.) Волк съел козлят и как хорошо, что в конце сказки козлятки остались живы. И в связи с этим, какие же права нарушены в этой сказке?  (Отвечают дети.)

  • Право на жизнь, личную безопасность;
  •  Право на жильё, его неприкосновенность.

(Слайд)

Ведущая: Ребята! В библиотеке есть книга замечательного писателя А Усачёва «Приключения маленького человечка». В этой книге герой совсем маленький человечек, наверное,  ростом с вас. Но он борется с несправедливостью, когда его незаслуженно  обижают,  говорит о своих правах.

(Появляется Баба-Яга):

Это что тут за права?

Идёт кругом голова!

Малышам – права?

Постой!

Ну, а нечисти лесной?

Лишь ругают и клянут.

Ну, а прав нам не дают.

Украду – кА, я книжонку.

Унесу её в сторонку.

И права все в тот же час.

Пусть работают на нас!

Ведущая: Давайте прогоним Бабу-Ягу.

Давайте с вами потопаем,

Давайте с вами похлопаем,

Яга нас испугается

И в сказку убежит.

Ведущая: Мои юные друзья, вы сумели отстоять очень важную книгу, которая рассказывает о правах людей. Но  ребята, кроме прав у каждого человека есть обязанности. Обязанности – это действия, которые необходимо выполнять. Например:

  • уважать и слушаться родителей;
  • трудиться в меру своих возможностей.

А как вы, помогаете своим родителям?  (Отвечают дети.)

Ну, а сейчас ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

На улице я должен:

  • здороваться со старшими;
  • уступать им место в транспорте;
  • быть вежливым с окружающими людьми.

Дома я должен:

  • помогать родителям по хозяйству;
  • уважать старших и слушаться их.

    В садике я должен:

  • вести себя хорошо;
  • прилежно заниматься на занятиях;
  • не портить игрушки;
  • чистым и опрятным ходить в садик;
  • слушаться воспитателя и не опаздывать в садик.

Ведущая: давайте послушаем советы от Цветика – семицветика:

  1. Как проснулся так вставай, волю лени не давай.
  2. Все цветы роса умыла, а тебя умоет мыло.
  3. Понукания не жди, в садик вовремя ходи.
  4. Прежде чем захлопнуть дверь, всё ли взял с собой проверь.
  5. В садике - не сори, сор увидишь подбери.
  6. Будь в одежде аккуратен: избегай и дыр, и пятен.
  7. Дома близким, не груби, малышей жалей, люби.

Ведущая: Ребята, давайте вспомним: О каких правах вы сегодня узнали. На вагончиках они нарисованы. Будем отправлять наш поезд в путь. ( Выходят дети, ставят вагончик и по рисунку называют право ребёнка на …

(Слайд + песенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Права литературных героев".

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с правами человека, используя авторские и русские народные сказки. ...

конспект занятия "Права сказочных героев"

Викторина, которая в занимательной форме знакомит детей старшего возраста с правами детей....

Викторина "Какие права имеют литературные герои"

Презентация для дошкольников подготовительной группы....

как сказочные герои изучали правила дорожного движения

спортивное развлечение, закрепляющее знания детей правил дорожного движения...

конспект занятия по правовому и духовно-нравственному воспитанию "Права сказочных героев"

ü В интересной и занимательной форме дать детям общее представление об их правах.ü Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять получ...

Дидактическая игра: Герои сказок, какие права они нарушили.

Знакомство  со сложными юридическими документами...

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...