Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Нэбзый»»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе

«Дорожка в сказку»

Воспитатель

Подготовительной группы №1

«Звёздочки» №3

Лысенко А.С.

Пгт.Яблоновский

2023-2024гг.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сентябрь-май.

Участники проекта: дети подготовительной  к школе группы,  родители, воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Актуальность проекта

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей.

Проблема

У детей недостаточно развита связная речь, словарный запас слов беден и однообразен. Речь невыразительна, монотонная.

Цель проекта: Развитие связной речи, навыков эмпатии, интонационной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

- Развитие связной речи детей;

- Развитие интонационной стороны речи;

- Развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии;

-Закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный); совершенствовать навыки драматизации, умение распределять между собой обязанности и роли.

- Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка.

Задачи для педагогов:

- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность.

-Способствовать созданию сотрудничества и   партнерских взаимоотношений с родителями.

Ожидаемый результат

  1. Пополнение в группе театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами.
  2. Дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонациями.
  3. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, родителей для родителей и воспитанников младшей группы, постановка сказки «Теремок».
  4. Фотовыставка, презентация проекта.

Направление реализации проекта:

- Совместная деятельность с детьми;

-Партнерские взаимоотношения с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

 - Определение темы проекта.

  - Формулировка цели и определение задач.

  - Подбор материалов по теме проекта. 

  - Пополнение театрально-игровой зоны в группе разными видами театров, костюмами для ряженья.

2 этап. Основной

- Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр;

-  Чтение произведений из раздела « Русские народные сказки»;

- Систематизация информации;

-Изготовление настольного театра «Колобок», «Три поросенка»;

-Постановка сказок «Три поросенка», «Курочка Ряба», и др.

- Изготовление атрибутов, декораций для постановки сказок; афиш и приглашений на театрализованное представление.

-Конструирование: «Кто, кто в теремочке живет?»

-Показ сказки «Репка» родителями.

3 этап Заключительный

Фотовыставка: участие детей и родителей в театрализованной деятельности. 

Выступление с мультимедийной презентацией на педсовете ДОУ «Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников " (отчет о проделанной работе).

План мероприятий  (2 этап)

Беседа на тему: «Что такое театр?»

Чтение художественной литературы: «Теремок», рассматривание иллюстраций.

Игра- драматизация сказки « Теремок» с использованием настольного театра.

Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Рисуем круг», «Трубочка», « Лягушки улыбаются», Грибок» др.

Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки», «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Эхо», «Звуки вокруг нас» и др.

Сундучок воспоминаний: «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».

Игра-импровизация «Лягушка скачет к теремку», «Как лиса крадется», Мышка бежит» др.

Распределение ролей, разучивание диалогов к сказке.

Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

Репетиция сказок

Проговаривание чистоговорок, скороговорок с разной интонацией.

Заключение

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Консультация для родителей на тему: «Театральная деятельность как один из факторов всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».

«Театр! Как много значит слово, для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново бывает действие для нас».

Театр – самый лучший вид творчества, который способствует развитию воображения, формированию эстетического вкуса, целеустремленности, развитию коммуникативных навыков и уверенности в своих силах.

Театрализованные игры раскрывают духовный и творческий потенциал ребенка и дают возможность адаптироваться ему в социальной среде, а значит в дальнейшем успешному обучению в школе. Игры позволяют формировать опыт социальных навыков и норм поведения, общения и нравственных установок, ведь каждое художественное произведение (стихи, потешки, сказки) учит доброте, честности, дружбе, справедливости.

Театрализованная деятельность также помогает ребенку решать многие проблемные ситуации от лица персонажа, что помогает преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на все психические процессы ребенка, но особенно на развитие экспрессивной речи, увеличивается речевая активность, развивается связная, диалогическая речь. Ведь заученные во время подготовки к сценкам литературные представления и образы дети активно используют в свободном общении друг с другом.

К примеру русские народные сказки активизируют речевую деятельность и формируют языковую культуру личности, стихи тренируют дикцию, благодаря им, речь становится четкой и грамматически правильной. Заучивание диалогов и стихотворений развивает когнитивные процессы.

В нашей группе есть много видов театра:

- теневой;

- пальчиковый;

- театр на столе;

- варежковый;

- штыковой и т.д.;

- драматический (щапочки-маски, костюмы для перевоплащения) и т.д.

К 5 годам ребенок активно вживается в роль  и может справиться с настоящей «актерской работой» (разучить роль и выступить в своем перевоплощении в любимого персонажа для зрителей).

Конечно для благоприятного формирования коммуникативных способностей, развития эмоциональной сферы и психики ребенка в целом необходимо  создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе, уметь видеть и реагировать на настроение и желание ребенка по его вербальным и невербальным способам общения.

Там где есть вера в ребенка, положительная оценка его как личности, где созданы условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, есть и высокий уровень коммуникативных умений и навыков, воображения, эмоционально-волевой сферы, социальной адаптации и когнитивных процессов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

Опыт работы воспитателя МБДОУ детского сада "Журавлик" Куркотовой Галины Михайловны...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сенябрь-март.Участники проекта: дети подготовительной  к школе группы,  родители, воспитатель.Возраст де...

Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»...