«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Большакова Наталия Павловна

В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения уже сложившихся стереотипов поведения, тем самым, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, капризам, страхам, отказу от еды, частым заболеваниям и т. д. В результате чего ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОО  не способствует полноценному развитию детей. У родителей и детей группы появилась необходимость в облегчении адаптационного периода и повышения эмоционального комфорта детей через организацию театрализованной деятельности совместно с педагогами группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 52_zashchita_proekt_publikatsiya_.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема проекта  :   «Сказка за сказкой»

Тип проекта: групповой, познавательный ,творческий, игровой.

Продолжительность проекта : среднесрочный (4 месяца)

Участники проекта: дети 3-4 лет , родители ,воспитатели.

Актуальность проекта: В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения уже сложившихся стереотипов поведения, тем самым, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, капризам, страхам, отказу от еды, частым заболеваниям и т. д. В результате чего ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОО  не способствует полноценному развитию детей. У родителей и детей группы появилась необходимость в облегчении адаптационного периода и повышения эмоционального комфорта детей через организацию театрализованной деятельности совместно с педагогами группы.

Постановка проблемы: Одна из основных задач, поставленных в ходе реализуемого проекта- наладить взаимодействие с семьями наших воспитанников. Повысить интерес родителей к жизни ребенка в детском саду.

Цель проекта:  

Самым важным условием для успешного прохождения адаптации ребенка к новому социуму является налаживание и выстраивание отношений с родителями детей и совместное создание благоприятных условий для  адаптации детей к ДОО в процессе совместной с родителями организации театрализованной деятельности. Своей  целью считаю создание условий для благоприятной адаптации детей к ДОО в процессе совместной с родителями организации театрализованной деятельности и формирование социального партнерства с семьями воспитанников.

Задачи проекта: 

Образовательные

Познакомить детей с литературными и сказочными произведениями. Учить детей слушать и воспринимать образы сказочных персонажей. Обучить детей средствам общения и взаимодействия в группе сверстников. Формировать представления о различных видах театра у воспитанников.
Создать благоприятные  условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям ДОО. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества в изготовлении поделок сказочных персонажей. 

Развивающие

Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. Заучивать несложные детские стихотворения и потешек. Приобщать к русскому народному творчеству (сказкам) посредством различных видов театра. Расширять  взаимодействие с родителями путем создания творческой мастерской и создания выставки работ родителей . Привлечение детей к совместной театрализованной деятельности. Развивать речь, память, творческого воображение и мышление. Обогащать предметно пространственную среду.

Воспитательные

Воспитывать в детях чувство уважения и любви к окружающим  с помощью сказок .Формировать умение слышать и слушать художественную литературу и фольклор родного языка.

Оборудование

Подбор методической и художественной литературы.

Костюмы ,атрибуты для проведения театральной постановки.

Подбор необходимого оборудования.

Подбор наглядного материала (иллюстраций  ,презентаций)
 

Этапы реализации проекта.
1 Подготовительный
2 Основной
3 Заключительный

Ожидаемый результат: 

Для педагогов

  1. Легкое течение адаптации детей к условиям детского сада .
  2. Привлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
  3. Укрепление социального партнерства с семьями воспитанников

Для детей

  1. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  2. Знакомство с русскими народными сказками и их персонажами.
  3. Интерес к сказкам.

Для родителей

      1.Повышение компетентности родителей об установлении доверительных отношений с детьми и воспитателями.

      2.Участие родителей в образовательном процессе.

      3. Педагогическая и методическая помощь.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Информационные стенды для родителей.

2.Информации на страничках группы сайта детского сада.

3.Методические разработки.

Предварительная работа: 
- подбор и изучение педагогической литературы;                                                      - чтение русских народных сказок «Курочка Ряба» «Репка», «Теремок», «Колобок», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; 
- прослушивание звукозаписей детских сказок – «Курочка Ряба»;  «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок»; 
- посещение кукольных представлений в ДОО; 
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; 
- комплексы утренней гимнастики по мотивам русских народных сказок, «Курочка и цыплята», «На лесной полянке.                                                                                                           - комплексы пальчиковой гимнастики по мотивам русских народных сказок,

Ожидаемый результат: 
1. Благоприятная адаптация детей к ДОО; 
2. Повышение интереса к театрализованной деятельности у детей;                                3.
Создание партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями;  

4. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;                                       5. Внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями;                                  6. Формирование самостоятельной театрализованной деятельности с использованием атрибутов театрализованного уголка;                                                                                          7. Оснащение театрального уголка.

8. Положительные эмоциональные переживания родителей и детей от совместной деятельности.

Риски проекта: Низкая посещаемость группы детьми .Низкий интерес родителей к реализуемому проекту.

1 Подготовительный этап:
1. Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста».
2 .Определение целей и задач проекта.
3. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их
заинтересованности в пополнении театрального уголка.

Формы реализации основного этапа

Образовательная область: «Социально - коммуникативная»

 Задачи: Формировать представление о различных видах театра . Развивать игровые навыки детей: предлагать воспитанникам выбирать самую понравившуюся роль сказочного героя и показать всю пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх, учить подражать голоса животных. Учить детей получать эмоциональный  положительный заряд от общения друг с другом во всех видах деятельности. Поощрять инициативу детей .

 Образовательная область «Познавательная» 
Задачи: Развивать познавательные способности, желание узнать новую информацию. Побуждать желание узнавать новые сказки и знакомиться с новыми сказочными персонажами. Поощрять интерес к источникам информации. Развивать умственные способности с помощью инновационных технологий.

Образовательная область «Художественно - эстетическая»
Задачи
: Прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, приговоркам. Знакомить с сказками разных народов мира. Поощрять рассматривание  иллюстраций  литературных произведений. Знакомить с положительными и отрицательными героями сказок.
Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, конструированию.

НОД : лепка «Репка».

НОД: изобразительная деятельность « Колобок» .
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи : Развивать навыки общения, активизировать речь детей при составлении рассказов. Формировать желание произносить слова правильно, учить звукоподражанию.

-рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра.

-дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»
-чтение сказок.

 Образовательная область: «Физическое развитие»

Задачи: Развивать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки.
Учить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры. С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
-подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»

-имитационные упражнения по сказкам .


Основной этап:
1 Распределение заданий между родителями (нарисовать и сделать маски, сшить костюмы, связать и сделать различные виды театра, пополнив театрализованный уголок: настольный, теневой, пальчиковый, кукольный, конусный, куклы-марионетки и т.д.);
2 Организация утреннего приема детей: ряжение в костюмы различных персонажей сказок; встреча детей с героями сказок (использование кукольного театра);
3 Знакомство с русскими народными сказками:


Сказка «Теремок»:
- рассказывание сказки «Теремок» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;
- конструирование домиков для животных теремка;
- имитационные движения героев сказки Теремок (игровые этюды) и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору» и др

Сказка «Репка»:
- рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом теневого театра;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- использование раскрасок к сказке «Репка»;


Сказка «Курочка Ряба»:
- рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом кукольного театра
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с с использованием конусного театра;
- пение детских песенок «Петушок, петушок…»;
- дидактические игры: «Мои любимые сказки»;
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;


Сказка «Колобок»:
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;
- лепка, рисование «Колобок»;
- ряжение и драматизация сказки «Колобок»;
- упражнение «Изобрази героя»;
- подвижные игра: «Лиса и зайцы»;
- использование раскрасок к сказке «Колобок»;
 

Сказка «Волк и семеро козлят»:
- рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» с показом настольного театра;
- аппликация «Игрушки для козлят»;
- драматизация сказки «Волк и семеро козлят»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- подвижные игры: «Волк и зайцы»;

Взаимодействие с родителями:

- пополнение театрального уголка;                                                                              - изготовление папки – передвижки «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»;                                                 - консультации для родителей по вопросам организация домашних кукольных представлений «Как воспитать юного театрала?».

-приглашение для родителей принять участие в конкурсе сказочных поделок

Заключительный этап:
1 Проведение выставки работ родителей: «Сказка в гости к нам спешит»;
2 Показ сказки для 2 младшей группы №4 «Курочка Ряба»;

Продукт проектной деятельности:

1.Выставка поделок «Сказка в гости к нам спешит»

 2.Презентация проекта на методическом объединении в ДОО;

Результаты реализации проекта: 
1. Дети адаптировались  к условиям ДОО;
2. У детей и родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности;
3. Пополнение театрального уголка различными видами театра;
4. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, конусного, теневого, настольного театра и кукольного театра;
5. У детей сформировано представление о различных видах театра.                                        
6. Изготовлены:                                                                                                                - кукольный театр: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», 
- настольные конусные театры: «Колобок», «Курочка Ряба»,                                   - плоскостной театр: «Курочка Ряба», «Колобок» «Теремок»,                                -  пальчиковый театр: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»                                                                                                                   - маски и атрибуты для театрализованной деятельности: «Репка», «Колобок» «Теремок»,
- сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок» «Теремок», «Курочка Ряба»,  «Волк и семеро козлят»; 
- дидактические игры: «Что сначала, что потом?!» ,«Мои любимые сказки»,                                                          - раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»; 
- ширма для теневого театра 
 
Заключительный этап :

Проект завершен организацией выставки совместных работ на тему сказочных персонажей «Сказка в гости к нам спешит».

Литература:

1.Зверева,О.Л., Кротова, Т.В. «Общение педагога с родителями  в ДОУ»: Методический аспект .М.,ТЦ Сфера,2017г.

2. В.И. Петрова, Т.Д.Стульник.  «Нравственное воспитание в детском саду». М,2016Г.

 3 . ВераксаН.Е., КомароватТ. М., ВасильеваМ.А., «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  От рождения до школы» М.,Мозаика-Синтез 2012г.  М. 2012г.

4. Евдокимова Е.С., «Технология проектирования в ДОУ». М.,2016г.

5.Арнаутова Е.П. Педагог и семья.М.,2015г.

6. интернет ресурсы

http://www.kindereducation.com –Дошколенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей, посредством русских народных сказок.

quot;Сказка- это духовное богатство народной культуры..." В.А. Сухомлинский...

Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Консультация(для педагогов)Организация взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями   воспитанников в соответствии  с требованиями ФГОС ДОУ...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников   «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»  ...