Консультация для педагогов "Речь педагога - пример для детей"
консультация по развитию речи

Янченко Вера Александровна

   В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Согласно требованиям ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Главную роль в развитии речи играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_pedagoga_primer_dlya_detey.docx191.12 КБ

Предварительный просмотр:

     

Выступление на педагогическом совете:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Картинки на рабочий стол\Интересные картинки для оформления\ltnb.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Янченко В. А.

2023 год

                                                                   «… Дети дошкольного возраста,

                                                                   подражая окружающим,

                                                                   перенимают не только все тонкости

                                                                   правильного произношения,

                                                                   словоупотребления, но также

                                                                   несовершенства речи взрослых.

                                                                   От культуры речи взрослых

                                                                    зависит культура речи детей».

                                                                      А. И.   Максаков

I слайд

   В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Согласно требованиям ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Главную роль в развитии речи играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.        

   II слайд

Проводником этих знаний выступает воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё это является образцом для детей.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.

III слайд

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

IV слайд

От культуры речи педагога зависит культура речи детей.  Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

V слайд

В речи педагога отмечаются следующие недостатки:

  • нечёткое произношение звуков в процессе речи;
  • неправильное ударение в словах;
  • ускоренный темп речи;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • использование просторечий и устаревших слов;
  • засоренность речи словами –паразитами;
  • копирование речи малышей, «сюсюканье».

VI слайд

Какие же требования предъявляются к речи воспитателя?

VII - VIII слайды

  1. Грамотность

Следует разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка. Необходимо учитывать возраст ребенка при общении с ним. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи, предложения должны быть короткими и простыми.

IX слайд

  1. Точность 

Соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

X слайд

  1. Эмоциональность

Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых; проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты.

XI слайд

  1. Выразительность

Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

XII слайд

  1. Чистота 

Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо, чтобы  речь воспитателя страдала от  небрежного произношения, недоговаривай окончания слов, проглатывания отдельных звуков, недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

XIII слайд

  1. Логичность 

Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

XIV слайд

  1. Богатство

Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

XV слайд

  1. Регуляция темпа

Ребенок не способен следить за содержанием слишком быстрой речи.

Недопустима и слишком медленная, растянутая речь. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, насыщенной, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе.

XVI слайд

  1. Регуляция силы голоса

Воспитатель должен говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи.

Голоc  воспитателя должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать.

XVII слайд

Кроме всего этого важна и невербальная культура общения педагога, которая выражается в том что:

  • Поза педагога должна быть свободной, без зажатости,психологической скованности, «окаменелости» (например, скрещенные на груди руки);
  • Особая роль  в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношение.

XVIII слайд

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям:

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

XIX слайд

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться их исправить. Чтобы знать о несовершенствах в своей речи, воспитателю нужно прислушиваться к замечаниям своих товарищей и адекватно относиться к ним.

Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

       Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей культуры  речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Мы обязаны  совершенствовать   свои речевые навыки, ведь именно мы  прививаем их  детям.

 

Тренинг для педагогов

  1. Назовите, какие вы употребляете в речи фразеологизмы?

 («работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д.);

  1. Проговаривание скороговорок - тренировка дикции;
  2. Ударение в русском языке. Как говорить правильно?

Прочтите скороговорки:

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп.

Как   при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

Добыл боболь бобов.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

В один, Клим, клин колоти.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Стоит копна с подприкопеночком.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.

Хвалю Халву.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

У нас гость унес трость.

Дробью по перепелам, да по тетеревам.

Клара — краля кралась к Ларе.

На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.

Талер тарелка стоит.

Идти на рать, так бердыш брать.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Город Нерль на Нерли реке.

А мне не до домогания.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.

ПАМЯТКА

ставим ударение правильно!

ходАтайство,  ходАтайствовать о награждении (о премировАнии), экспЕрт (сертифицированный), экспЕртная( сеть), фенОмен бытия и бытиЕ фенОменов,  по счету уплАчено, уплатИть за квартиру, страхОвщик, ассоциация (клуб, союз) страхОвщиков, в (по) сЕти Интернет, в (по) торговой сЕти, оптОвый зАкуп, обеспЕчение безопасности, мАркетинг, квартАл, каталОг, исковОй документ, инстрУкторы, инженЕры, еретИк, договОр, директорА компаний, джентльмЕн, анАлог,афЕра, гренкИ (гренОк - поджаренный ломтик хлеба), жЁлчь, заЁм (но договОр зАйма), кЕта (рыба), предвосхИтить, свЁкла, творОг, щавЕль,гружЁный, заворожЁнный, новорождЁнный, повторЁнный, упрощЁнный, - баловАть (нежить) , звонИть,кинзА, и  кИнза, по средАм (дням недели), по срЕдам( обитания), жвАчка, зАговор, партЕр [тэ] (в театре, в парке). срЕдства (денежные), принУдить действовать,  премировАние сотрудников, премирОванный сотрудник, депремирОванный сотрудник, кулинАрия (искусство приготовления пищи) // кулинарИя (магазин)

1.

принЯть: кого-либо допустить к себе - я (ты, он) прИнял делегацию, она принялА гостей, Законодательное Собрание (оно) прИняло посла, мы (вы, они) прИняли посетителей; что-либо - прИнят закон, принятА поправка, прИнято решение;

2.

- Ты звонИшь, позвонИшь, созвонИшься

 - Он (она, оно) звонИт, позвонИт, созвонИтся

 - Мы звонИм, позвонИм, созвонИмся

 - Вы звонИте, позвонИте, созвонИтесь

 - Они звонЯт, позвонЯт, созвонЯтся

3

Следует различать слова, одинаковые (или похожие) по написанию, но имеющие различные значения.

Например:

 - Августовский (прилагательное) // августОвский (имя собственное)

 - забронИровать (зарезервировать) // забронировАть (покрыть бронёй)

 - кулинАрия (искусство приготовления пищи) // кулинарИя (магазин)

 - мастерскОй (принадлежащий мастеру) // мАстерский (искусный)

 - по средАм (дням недели) // по срЕдам (обитания)

4

В отдельных случаях определение варианта окончания и, соответственно, постановки ударения в существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа зависит от значения слова.

Например:

- кондукторА (работники транспорта) // кондУкторы (детали машины)

 - лагерЯ (места базирования) // лАгери (общественно-политические)

 - образА (иконы) // Образы (художественные)

 - пропускА (документы) // прОпуски (недосмотры, неявки)

 - учителЯ (преподаватели) // учИтели (идейные руководители)

5

Сейчас очень часто, особенно в Москве, употребляют слово "ехай" (от глагола "ехать"). Как правильно сказать: "ехай", "езжай" или "едь"?

Правильной формой повелительного наклонения глагола "ехать" является "поезжай(те)". Все остальные варианты следует рассматривать как просторечные.

6

Как правильно говорить и писать: согласно чертежа или согласно чертежу?

Предлог "согласно" требует дательного падежа, поэтому следует говорить и писать согласно чертежу.

7

Как правильно пишется: жевачка или жвачка?

Как правильно говорить матраС или матраЦ?

Согласно орфографической норме писать следует "жвачка".

Слова "матрас" и "матрац" являются произносительными и орфографическими вариантами, в равной мере допустимыми в речи.

8

Где ставить ударение в слове "кинза"?

В слове "кинза" допустима постановка ударения на каждый из двух слогов кИнза и кинзА причем в последнее время все чаще употребляется второй вариант.

9

Часто в проблемных, с точки зрения постановки словесного ударения, словах ударение падает на гласный звук слога, который является ударным в искомом слове.

Например, прилагательное «Августовский» - производное от слова «Август», в данном случае ударение остаётся неподвижным.

Аналогично: вЕрование, знАмение (предзнаменование), обеспЕчение, одноврЕменный, подрОстковый и т. д.

10

В сложных словах, заканчивающихся на [вод], словесное ударение падает на последний слог.

Например: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взрослые – пример для детей в поведении на дороге".

    В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами о...

Консультация для родителей "Взрослые - пример для детей в поведение на дороге"

консультация для родителей подготовительной к школе группы...

Консультация для родителей "Взрослые – пример для детей в поведении на дороге".

Уважаемые коллеги прдставляю вашему вниманию консультацию для родителей "Взрослые-пример для детей в поведении на дороге"....

Деловая игра "Речь педагога - пример для детей"

1 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым...

Деловая игра «Речь педагога - пример для детей»

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речь педагога - пример для  детей»...

Деловая игра «Речь педагога — пример для детей»

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ.Задачи:1. Уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;2...

Деловая игра для педагогов "Речь педагога-пример для детей"

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направл...