Долгосрочный проект "Театральная мастерская"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Галимова Эльвира Киньябаевна

Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_neposedy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 г. Челябинска»

ул. Тимирязева, 33, г. Челябинск,  454091, тел.: +7 (351)263-17-32, эл. почта: sovmdouds110@mail.ru

Долгосрочный педагогический проект в подготовительной группе «Непоседы»

«Театральная мастерская»

                                                                                                            Составитель:

Галимова Э.К., воспитатель

высшей кв. категории

Измагилова А.Р.,

Воспитатель первой кв. категории

Челябинск, 2023

Цель:

Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства, развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

• Последовательное знакомство детей с видами театра.

• Поэтапное освоение детьми видов творчества.

• Совершенствование артистических навыков детей.

• Раскрепощение детей.

• Работы над выразительностью речи, интонации.

• Коллективные действия, взаимодействия.

• Умение сочувствовать, сопереживать.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологиисвязаны с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности;

• обучением вербальным и невербальным видам общения;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

В процессе реализации использую следующие формы работы с детьми:

Формы работы с детьми

• Чтение и совместный анализ сказок.

• Проигрывание отрывка из сказок.

• Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера

• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

• Словесные, настольные и подвижные игры.

• Пантомимические этюды и упражнения.

• Дыхательная гимнастика

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковые игры со словами.

• Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемый результат:

• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Научатся запоминать и описывать любого героя.

• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

• Сочинять этюды по сказкам.

• Строить простейший диалог.

• Распределять между собой обязанности и роли.

• Использовать средства выразительности драматизации.

(поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

• Уверенность в себе.

• Умение играть в коллективе.

Работа с детьми складывалается следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей»«Два барана»«Две козы»«Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу«Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных«Угадай и изобрази эмоцию»«Вредное колечко»«Смелый мальчик»«Змей Горыныч»«В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Модель реализации проекта

Работа с детьми:

• Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

• Посещение детьми театров.

• Просмотр кукольных театров и работа по ним.

• Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)

• Чтение художественной и познавательной литературы.

• Продуктивная деятельность детей.

• Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

• Театрализованно-познавательные праздники.

Сотрудничество с родителями:

• .Изготовление элементов костюмов

• Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

• Помощь в изготовлении различных видов театра.

• Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек - раскрасок, аудио- видео для детей.

• Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т. д.)

• Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

• Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).

• Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.

• Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке»«Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

• Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики»«Заюшкина избушка».

• Участие в совместных театрализованных

постановках (родители - дети - педагог).

• Посещение занятий

• Родительское собрание.

Методическое сопровождение

• Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимный моментов

• Картотека дидактических игр по теме«Театр»

• Картотека аудио- видео фильмов

• Методическое сопровождение (магнитофон, кассеты)

• Подборка художественной литературы для театрализованных представлений

• Подборка литературы познавательного характера.

• Конспекты театрализованных представлений.

• Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера

• Консультационный материал для педагогов

• Консультационный материал для родителей

Сроки работы:

сентябрь 2023– май 2024г.

№ Раздел плана Сроки Форма работы

Подготовительный этап.

. Сентябрь - Октябрь 2023г. Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы. Составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

2 Основной этап. Ноябрь – Апрель 2024г. Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками.

3 Заключительный этап. Обобщение. Апрель 2024 г. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление отчета по самообразованию на педсовете.

Используемая литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. :ВАКО, 2007

7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.

9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.

10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.

12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.

13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.

15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.

16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.

17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.

20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.

21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.

22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.

23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.

24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.

25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.

План работы (октябрь — май)

Октябрь Тема Цель Репертуар

1 неделя «Кончилось лето»Цель: Собрать детей вместе после летних каникул, порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре «Маша и медведь»

2 неделя Беседа с детьми “Что такое театр”.

приложение1 Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Показ иллюстраций, фотографий и афиш

Репетиция сценки к празднику осени. (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрамтеатров.

Рассказы детей о посещении театров.

3 неделя Беседа-диалог.

приложение2 Активизировать познавательный интерес к театральным профессиямПознакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

Отгадывание загадок (по тематике).

4 неделя Знакомство с ширмой.

Показ театрализованного представления на празднике осени.

Приложение 3 Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы.

Ноябрь Тема Цель Репертуар

1 неделя Техника речи. Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно,сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Использование пиктограмм «Колобка».

Игры с карточками-пиктограммами«Передавалки»«Нарисуй и скажи»

2 неделя Удивительный мир кукол.

Приложение 4 Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству. Показ видов кукол.

3 неделя Ритмопластика, психогимнастика.

Приложение 5 Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты). Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций —-«Любопытный»«Круглые глаза»«Старый гриб»«Гадкий утенок»«Злой волк».

4 неделя Показ воспитателем настольного театра «Репка»

Приложение 6

Декабрь Тема Цель Репертуар

1 неделя Игры Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра “Передай позу”, “Что мы делали, не скажем”

Этюды М. Чистяковой«Я не знаю»«Дружная семья»«Насос и мяч»«К»«Три характера»«Вредное колечко».

2 неделя Начать работу над альбомом “Все о театре”.

Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей). Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

3 неделя Репетиция музыкального представления

«Репка».

Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении.

4 неделя Показ детьми музыкального представления «Репка»(для детей младших групп)

Январь Тема Цель Репертуар

3 неделя Ритмопластика. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. Игра «Покажи кто это»

4 неделя Работа над альбомом “Все о театре”. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома. Совместная работа детей и родителей.

Февраль Тема Цель Репертуар

1 неделя Сказка на столе. Познакомить детей со сценарием поста-

новки сказки. Вос-

питывать умение

прислушиваться к

мнению других, раз-

вивать выдержку и терпение. Чтение сказки.

Обсуждение и до-

полнение.

2 неделя Отработка диалогов. Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать

связную речь детей. Воспитывать уверенность.

3 неделя Распределение ролей. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа.

Показ.

Анализ выбранных

ролей.

4 неделя Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп).

Март Тема Цель Репертуар

1 неделя «Поездка в кукольный театр». Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь : билет, программка, афиша, ложа.

2 неделя Знакомство со сказкой «Про маленького котенка» Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Чтение сказки воспитателем.

Беседа.

3 неделя Мастерская актера. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь.

Развивать память, внимание, творчество и фантазию. развитие глазомера.

4 неделя «День театра» (последняя неделя марта)Театрализованное представление ко Дню театра Показ представления педагогами.

Апрель Тема Цель Репертуар

1 неделя Мастерская актера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Паспотр долгосрочного проекта по познавательному развитию "Природная мастерская"

Освоение способов конструирования из различных природных материалов....


 

Комментарии

Мне все интересно, что по театральной деятельности, спасибо за материал