«Обучение дошкольников диалогической и монологической речи на занятиях русского языка»
статья по развитию речи

Материал по обучению дошкольников диалогической и монологической речи на занятиях по обучению русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 села Актаныш»

«Обучение дошкольников диалогической и монологической речи на занятиях русского языка»

(Выступление на заседании педагогического совета)

Воспитатель: Вахитова Г.Х.

На сегодняшний день в Республике Татарстан обучение детей двум государственным языкам с дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в сфере дошкольного образования. Основной целью обучения русскому языку татароязычных дошкольников является развитие языковой способности, ознакомление с русским языком как средством общения и с культурой русского народа. Приобщение детей к русскому языку намного облегчает процесс владения им в школе, а, следовательно, способствует более быстрому усвоению программного материала.

Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. Основной формой обучения русскому языку является занятие. Главная цель занятий - вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Будучи воспитателем по обучению русскому языку, работаю по «Программе по обучению дошкольников русскому языку» (авторы-составители С.М.Гаффарова, Ч.Р.Гаффарова, Г.З.Гарафиева). Занятия провожу, используя методическое пособие С.М.Гаффаровой и др. «Изучаем русский язык».

Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами и т.д. Все речевые образцы, предназначенные для говорения и аудирования, вводятся в игровых ситуациях, в ситуациях каждодневного общения. Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие. Постоянно действующими героями занятий русского языка являются медвежонок Мишутка, куклы Маша, Настя, зайчик, собачка Филя, Петрушка, Незнайка и др. Они участвуют в активном диалоге с детьми. Сначала дети отвечают на вопросы воспитателя, героев занятия, а потом сами учатся задавать вопросы.

Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема. Это - сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные игры. В обучении диалогу очень эффективны игры-инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалога: «Магазин», «Разговор по телефону», «Заказ по телефону», «Да, это», «Петушок», хороводные игры «Теремок», «Водяной», подвижные игры «Гуси-гуси», «Продаем горшок», «Кто в домике живет» и т.д. Образцы диалогического взаимодействия даются через чтение художественной литературы, которые дают возможность освоить ребенку не только формы различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонаций, помогают в развитии логики разговора.

Устное общение между людьми, разговор на любом языке может состояться только в случае, если они умеют правильно произносить слова и фразы этого языка и понимать речь собеседника. Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной речи осуществляется во взаимосвязи.

Программа обучения русскому языку в национальном детском саду предусматривает овладение детьми на небольшом языковом материале почти всеми основными видами фразовой интонации, в частности интонацией повествовательных предложений, в том числе с сопоставлением (Собака большая, а кошка маленькая), перечислением (Вот огурец, помидор, морковь, апельсин, мандарин и т. д.), противопоставлением (Это не кубик, это мяч), а также интонацией вопросительных предложений (Ты Алсу? и т. д.), в том числе с противопоставлением (Кубик синий, а мяч? и т. д.), интонацией побуждения (Бегай! и т. д.).

Русский язык – один из богатейших языков в мире. В наиболее полных словарях русского языка насчитывается более 100 000 слов. Однако далеко не каждый человек, для которого русский язык является родным, активно владеет этим огромным словарным богатством. Для элементарного общения человеку достаточно гораздо меньшее количество слов. Поэтому для изучения русского языка в национальном детском саду в программу включается весьма ограниченный словарный минимум.

Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимику. Отобранная лексика должна носить конкретный характер, отражать интересы и потребности детей дошкольного возраста. В основном дети узнают названия предметов материального мира, названия типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке и используются ими в играх и в повседневной жизни. 

Распределение слов в процессе обучения дошкольников русской речи связано с распределением тематического материала. Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

Таким образом, по мере накопления лексического материала, создаются условия для освоения монологической речи. Монологическая речь – сложный вид связной речи, умение формировать связное высказывание и создавать текст.

Типы монологов:

- пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца устной речи;

- рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу.

Рассказы:

- по восприятию – описательные рассказы по игрушке, картине, явлений природы.

- по памяти – рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее.

- по воображению – творческие рассказы детей.

Основные направления работы по обучению детей монологической речи на занятиях русского языка:

- обучение пересказу;

- обучение составлению рассказов (по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по игрушке, по предмету, по опорным картинкам, по мнемотаблицам, творческий рассказ).

Обучение пересказу начинается с небольших по объему, знакомых детям сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»; небольших по объему литературных произведений, таких как: «Про нос и язык», «Про снежный колобок» (Л.Воронкова), «Четыре желания» (К.Ушинский), «Послушный дождик» (Я.Тайц), «Цыпленок и утенок» (Сутеев) и другие.

Структура занятия по пересказу.

Вводная часть.        Ведется подготовка детей к восприятию нового произведения, его идеи, оживляется опыт детей, дается эмоциональный настрой.

Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе. Обеспечивается свободное художественное восприятие текста.

Вторичное чтение с установкой на запоминание. Дается установка на запоминание и последующий пересказ.

Разбор произведения.        Уточняется содержание текста, идея, характеристика героев, привлекается внимание к языку произведения, ведется подготовка к выразительному пересказу.

Повторное чтение. Суммируются результаты разбора.

Пауза.         Ведется подготовка детей к ответам для запоминания текста

Пересказ детей. Заслушиваются пересказы 3 – 7 детей.

Приемы обучения рассказыванию:

1. Совместное рассказывание. Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает.

2. Образец рассказа. Краткое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

3. Анализ образца рассказа. Направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, оп подсказывает план будущих рассказов.

4. План рассказа. 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.

5. Коллективное составление рассказа.

6. Моделирование. Составление схем, мнемотаблиц.

7. Анализ детского рассказа.

Таким образом, методами и приемами обучения дошкольников связной русской речи: диалогической и монологической являются:

- беседа,

- чтение литературных произведений,

- заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц;

- отгадывание загадок,

- рассматривание картин,

- составление рассказов,

- пересказы,

- разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, игры-драматизации, игры-инсценировки, театрализованные игры, подвижные игры),

- театральная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической и монологической речи у дошкольников

Развитие диалогической и монологической речи у дошкольников...

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...

" Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи дошкольников"

      " Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи дошкольников"    Презентация...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Конспект занятия по развитию речи «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Гуси-лебеди»

Конспект занятияобразовательная область «Речевое развитие»раздел: «Развитие речи»тема: «Формирование диалогической и монологической речив режиссёрской игре».Сказка ...