Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Домик для друзей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воробьёва Анна Ивановна

Тема: «Домик друзей».

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о том, кто строит дома, какие они бывают, об орудиях труда и машинах, которые помогают строить, о последовательности в строительстве дома;
  • продолжать знакомить детей с предложением, со словом как единицами речи;
  • упражнять в выделении слова из предложения;
  • развивать память, формировать познавательные интересы детей;
  • воспитывать уважение к профессии строителей, желание использовать свои знания в строительных играх.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68 «Яблонька»


Составила воспитатель первой квалификационной категории:

ВОРОБЬЕВА АННА ИВАНОВНА

Тема: «Домик друзей».

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Задачи: 

  • систематизировать знания детей о том, кто строит дома, какие они бывают, об орудиях труда и машинах, которые помогают строить, о последовательности в строительстве дома;
  • продолжать знакомить детей с предложением, со словом как единицами речи;
  • упражнять в выделении слова из предложения;
  • развивать память, формировать познавательные интересы детей;
  • воспитывать уважение к профессии строителей, желание использовать свои знания в строительных играх.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Рассказать накануне сказку «Три поросенка», индивидуально учить стихи

С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

Совершить целевые прогулки на стройку соседнего дома.

Словарная работа:  бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, архитектор, дизайнер.

Оборудование и материалы: Игрушки: Чебурашка и крокодил Гена. Игрушки — строительная техника; материалы - цемент и кирпич, настольный строительный материал.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вспомните сказку «Три поросенка» и скажите, какие дома построили поросята. У кого был самый лучший дом и почему?

-  Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф.

Воспитатель: Правильно! Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Только, запомните: в строительстве красота не главное. Ребята, скажите, какими должны быть дома.

- Крепкими, прочными, надежными.

Воспитатель: Верно. Ребята, вспомните, из каких материалов строили свои домики поросята?

- Ниф – Ниф - из соломы; Нуф-Нуф -  из прутиков, веточек и листьев; Наф-Наф - из камней.

Воспитатель:  Молодцы. А теперь давайте подумаем, солома подходит  для строительства домов?

- Нет, не подходит.

Воспитатель: Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся,  легко разломать соломинку пополам (воспитатель просит одного ребенка сломать  соломинку).  Видите, соломинка сломалась. Для строительства крепких и надежных домов  солома не подходит.  А веточки и прутики  подойдут для строительства домов?

- Нет.

Воспитатель:  Верно,  веточку тоже легко сломать (воспитатель  просит одного ребенка сломать  веточку). Можно использовать этот материал для строительства?

- Нет, нельзя! Веточки и прутики -  непрочный материал.

Воспитатель:  Верно, веточки – тоже непрочный материал.  И надежный дом из веточек построить нельзя. Ребята,  а как вы думаете камень  прочный материал?

Мы сейчас проверим его на прочность (Воспитатель предлагает детям потрогать камушки: выбираются 2-3 ребенка, которые стучат камушками друг о друга, роняют камушки на пол, пытаются сломать).

- Камень сломать нельзя, он прочный.

 Воспитатель.  Правильно. Как вы думаете, какой дом построил Наф- Наф?

- Прочный.

Воспитатель. Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным и трудолюбивым.  Он не торопился  и выбрал  самый прочный материал. И его домик получился надежным и крепким.

Воспитатель:  Ребята, вы узнали, как строили свои дома три поросенка. А не желаете узнать, из какого материала люди строят дома?  

 Воспитатель. Конечно, можно.

Проводится дидактическая игра «Подбери строительный материал».

(Воспитатель показывает картинку с изображением дома, а дети подбирают картинку с изображением строительного материала)

Воспитатель: Знаете, ребята, и люди тоже в начале строили для себя дома- шалаши. Да и сейчас живут в таких домах на Севере, как они называются?

— Чум, яранга, иглу.

Воспитатель: Там где есть леса, люди строили себе дома из бревен. Называли такой дом — изба, а где не было леса, строили из камней. А сейчас в каких домах вы живете? Воспитатель спрашивает 2, 3 детей.

Воспитатель: Скажите, прежде чем построить дом, надо представить, какой он будет, и нарисовать его? Кто это делает? А вот и подсказка. Расскажи, Данила, стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

Ребенок читает стихотворение до конца. Далее дети читают четверостишия из этого же произведения.

Воспитатель: Кто придумывает дома?

— Архитектор.

Слово архитектор дети повторяют хором и индивидуально. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто там? Пойду, посмотрю. Да к нам гости!

Воспитатель вносит игрушки: Чебурашку и Крокодила Гену.

Воспитатель: Ребята, они мне сказали, что пришли к вам за помощью. У них стало много друзей, и тот дом, который они построили, для всех уже мал. Надо строить другой. Поможем?

- Да.

- Давайте подумаем, как настоящие архитекторы, и расскажем, какой дом будем строить.

Дети высказываются по этому поводу.

Воспитатель: Прекрасно! Представьте, что мы все строители. Нам выделили участок для строительства дома. С чего мы начнем?

Воспитатель показывает игрушку — бульдозер. Спрашивает, что это за  машина, что она делает и как называется профессия человека, который ей управляет? Бульдозер, профессия — бульдозерист. Просит рассказать, что будет делать бульдозерист. (1, 2 ответа).

- Хорошо! Кто следующий придет на нашу стройплощадку?

Дети отвечают. Воспитатель показывает экскаватор и просит рассказать о его работе, и кто им управляет. Заслушивает ответ, дети дополняет.

Воспитатель: Экскаватор вырыл котлован — большую яму, в нее будут укладывать фундамент очень прочный, чтобы дом стоял крепко. Для этого используют самые прочные блоки, сваи и плиты Но они очень тяжелые. Кто их поднимает и устанавливает?

- Кран, и краном управляет крановщик.

- А кто ему помогает?

- Рабочие-монтажники.

На столе строительные материалы — кирпичи, цемент и песок. Воспитатель объясняет для чего они нужны.

Воспитатель: Вот видите, ребята, цемент, который делают у нас в городе, очень нужен для строителей. Без него ничего не построишь. Цемент, говорят, — хлеб для строителей. А что построено из нашего цемента?

-  Останкинская башня в Москве.

Воспитатель: Из него строят самые сложные сооружения: мосты, плотины. Ну, а мы будем строить дальше наш дом. Кто будет строить дом из кирпичей?

- Каменщик.

Физкультминутка. «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, липа, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, фантазия, стрекоза, маляр,

огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.

Воспитатель:  Помните, мы рассказывали, что первые дома строились из камней. С тех пор людей, которые строят из твердых материалов, таких как кирпич, называют — каменщики.

На стройке жаркая пора!

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра к работе приступил.

Воспитатель: Сколько этажей будем строить? Будет дом много этажный, чтоб всем хватило квартир Ну, вот и готово!

- Нет, еще крышу не закончили.

Дети продолжают стихотворение С. Баруздина «Кто построил этот дом

Чтоб в доме было сухо и тепло,

Чтоб снег зимою в дом не занесло,

Чтоб не мокли люди под дождем,

Кровельщик железом покрывает дом.

Воспитатель: Вот и еще одна профессия строителя — кровельщик

Крокодил Гена: «Уже можно поселяться, дом готов, крыша есть»

Воспитатель: Ты что, Гена! Внутри еще ничего не сделали! Кто придет работать в наш дом, расскажут ребята.

Выходят три ребенка и говорят строчки про плотника, штукатура, маляра.

Воспитатель: Замечательно! Дом готов! Но, если мы хотим, чтобы каждая квартира была не похожа на все другие, и была уютной красивой, надо пригласить художника-дизайнера.

Словосочетание художник-дизайнер дети произносят хором и индивидуально.

Рассказ о профессии художник-дизайнер подготовлен воспитателем.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, понравится наш дом друзьям Крокодила Гены и Чебурашки?

- Да, конечно.

- Дети, давайте повторим, все профессии людей, которые строили дом. Как их назвать, одним словом?

- Строители.

- Послушайте мой рассказ и сосчитайте, сколько в нем предложений.

Бульдозерист расчистил площадку.

Экскаватор вырыл котлован.

Кран поднимает тяжелые плиты.

Каменщик кладет кирпичи.

Кровельщик кроет крышу.

Проводится игра «Один, три, пять».

А теперь ребята возьмем в руки отбойные молотки и выполним упражнение «Строители». Мы все так стараемся помочь зайчику, что будем ритмично работать

своими воображаемыми отбойными молоточками. Я буду прохлопывать ритм, а вы будете изображать, что работаете с отбойным молотком и повторять этот ритм, произнося слог:

ТА, та, та, ТА, ТА

ТА, ТА, ТА, та, та

та, та, та, ТА, ТА

Воспитатель: Молодцы ребята, очень аккуратно вы умеете забивать гвозди, даже никто пальчик не поранил, крепкий получается дом для нашего зайчишки.

Воспитатель: А теперь, пора развести мел и купорос для побелки нашего домика.

Вспомним, упражнение «Маляры»:

Маляры известку носят,          идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра

Стены кистью купоросят       поворачиваются лицом в круг, делают движения          

                                                   вверх-вниз воображаемой кистью.

Не спеша разводят мел            наклоняются, мешают воображаемой кистью

                                                   в воображаемом ведре

Я бы тоже так сумел.             вновь «красят».

Между предложениями воспитатель делает паузы, чтобы дети могли считать, загибая пальцы. Просит назвать каждое предложение по порядку и в разбивку. Дети называют в каком предложении, какое слово обозначает профессию. Затем предлагает игру.

Воспитатель: Чебурашка ты, наверное, впервые в нашем городе? Ребята, скажите, как называется наш город?

- Тамбов.

Воспитатель: Верно. Наш город Тамбов с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий, и мы тебе сейчас их покажем. (Воспитатель показывает картинки с изображением зданий города)

Чебурашка: Красивый город, и дома  высокие (чебурашка рассматривает картинку с изображением панельного дома). Какой красивый дом, а из чего он сделан?

Воспитатель: Это панельный дом. Его строят из бетонных плит. Для вас ребята,  это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А как вы думаете, какие дома получаются из этих строительных материалов?

- Крепкие, надежные.

Чебурашка: Я тоже хочу жить в  крепком и надежном доме.

Воспитатель. Думаю, тебе медведь и ребятам  будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал.  Слушайте внимательно. Для изготовления бетона необходимы такие известные нам материалы: песок и вода. А еще необходим щебень. Что он вам напоминает?

-  Камушки.

Воспитатель.  И  цемент.  Цемент сыпучий и сухой, как и песок. Давайте повторим названия новых строительных  материалов: щебень, цемент. Если  перемешать  все наши материалы и разлить   по формам,  получится  прочный

материал для строительства домов – бетон. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку. Но чтобы настоящий дом построить, много мастеров и машин должно потрудиться. А каких? Мы сейчас с вами  узнаем. А для этого нам нужно загадки отгадать. (Воспитатель  читает загадки, а когда дети ее отгадают, показывает картинку с изображением профессии или машины)

Есть у мастера сноровка –

Водит кистью очень ловко.

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой. (Маляр)

Котлован под дом копать

 Целый год лопатой.

 Нам же будет помогать

 В этом…(Экскаватор)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят. (Каменщик)

Чтобы выросла стена              

 Дома-великана,

 Срочно помощь нам нужна

 Башенного….(Крана)

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник.)

Воспитатель: Бетонщик закладывает фундамент для дома. Крановщик кирпичи наверх подает. Каменщик стены из кирпича кладет. Штукатур выравнивает стены и потолки. Маляр красит стены и белит потолки. Монтажник скрепляет металлические конструкции. Плотник делает из дерева двери, окна, пороги. Плиточник кладет керамическую плитку на стены.  Электрик прокладывает провода. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. И конечно же без помощи машин при строительстве дома не обойтись. Ребята, а какие машины помогают людям строить дома?

- Кран, бетономешалка, экскаватор.

Экскаватор — экскаваторщик;

Кран — крановщик;

Камень — каменщик;

Цемент — цементник;

Бульдозер — бульдозерист.

Кровля — кровельщик.

Воспитатель дает детям настольный строительный материал и мелкие игрушки для строительства детского городка.

Воспитатель: Молодцы, все профессии назвали правильно. Какие же дома должны строить для людей строители?

- Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.

Воспитатель. Правильно.

Точно в срок построит он:

 Небоскрёб и стадион.

 Детский садик и больницу,

 Магазинов вереницу.

 Даже дом, скажу вам я,

 Где живет моя семья,

 (и другие жители)

 Строили - строители!

 Там, на стройке,

 кран огромный

 Поднимает в небо тонны

 Плит из железобетона.

 Сварщики железо плавят,

 Штукатуры стены правят,

 Каменщик кирпич кладет,

 Маляры окрасят свод.

 Бригадир за всем следит,

 А прораб - руководит,

 Чтобы строить для народа

 И квартиры, и заводы!

Вот и подошло к концу наше занятие, на нем мы узнали какая важная профессия - строитель. И  среди вас,  наверное,  тоже есть будущие строители, которые скоро построят новые прочные, надежные и красивые дома. И эти дома украсят наш родной город – Тамбов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Птицы – наши друзья»

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: Образовательные задачи:-развивать умение детей правильно общаться д...