«Нет милее дружка, чем родная матушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Программное содержание:

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, желание заботиться о ней, помогать во всех делах по мере своих сил.

Развивать диалогическую и повествовательную речь.

Закрепить умение внимательно слушать, анализировать текст с помощью вопросов и ответов.

Совершенствовать умение детей принимать участие в групповой беседе, высказываться на темы из личного опыта, рассуждать. 

Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть: чтение стихотворения И. Косякова «Все она»
  2. Основная часть: беседа с детьми, работа с сюжетными картинками, чтение рассказа К.Д Ушинского «Лекарство», игра «Скажи маме ласковое слово», физ.минутка «Если нравится тебе…», пословицы и поговорки о маме, чтение нанайской сказки «Айога», игра «Цветик-семицветик» (пожелания для мамы)
  3. Заключительная часть: анализ занятия, оценка занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_net_milee_druzhka_chem_rodnaya_matushka.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №35».

Конспект образовательной

деятельностипо речевому развитию

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

в подготовительной к школе группе

Составила:

воспитатель: ЛузикЛ.Г

г.Нижнекамск 2015г


Тема занятия:   «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Возрастная группа:    подготовительная к школе группа

Направление: речевое

Интегрируемые образовательные области: познание, художественно-эстетическое, физкультура, социально-коммуникативное.

Программное содержание:

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, желание заботиться о ней, помогать во всех делах по мере своих сил.

Развивать диалогическую и повествовательную речь.

Закрепить умение внимательно слушать, анализировать текст с помощью вопросов и ответов.

Совершенствовать умение детей принимать участие в групповой беседе, высказываться на темы из личного опыта, рассуждать.  

Словарная работа:нанайцы,  стойбище, наперсток

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, сюжетные картинки, хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией В.И Логиновой, цветик-семицветик

Предшествующая работа воспитателя: приготовление цветика-семицветика, оформление газеты «Мамочка любимая», выставка рисунков ко Дню Матери

Предварительная работа с детьми:чтение В.Катаева «Цветик-семицветик», изучение пословиц и поговорок о маме.

Индивидуальная работа с детьми: закрепить с Егором, Яной, Камиллой А., пословицы и поговорки о маме.

Структура и методические приемы:

  1. Вводная часть: чтение стихотворения И. Косякова «Все она»
  2. Основная часть: беседа с детьми, работа с сюжетными картинками, чтение рассказа К.Д Ушинского «Лекарство», игра «Скажи маме ласковое слово», физ.минутка «Если нравится тебе…», пословицы и поговорки о маме, чтение нанайской сказки «Айога», игра «Цветик-семицветик» (пожелания для мамы)
  3. Заключительная часть: анализ занятия, оценка занятия.

Ход занятия

- Послушайте, ребята, отрывок стихотворения И. Косякова «Все она».

Кто вас, дети, больше любит?

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Мама дорогая!

- Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе.

- Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми?

- Вы помогаете своим мамам? (Ответы детей).

(Воспитатель предлагает детям картинки для рассматривания).

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки, подумайте и выберите то, чем можно порадовать маму. (Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, чем бы они хотели обрадовать свою маму: стирка кукольного белья, подарить цветы, нарисовать открытку,спеть песню, полить цветы, посадитьрастение, уборка игрушек и т.д.)

- Ребята, а почему некоторые картинки остались лежать на столе, и никто из вас не выбрал их? (Ответы детей).

- Давайте рассмотрим их. (Картинки выставляются на доске: играют со спичками, сломали ветку дерева, гуляют до позднего вечера, едят снег на прогулке…)

-Если маму не слушаться, огорчать, она может даже заболеть?

-Авдруг мама заболеет, что мы будем делать? (Заботиться о ней, жалеть, лечить и т. д.)

- Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лекарство».

Лекарство

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит:

- Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.

-Ребята, как вы думаете, для чего врач прописал маме Тани лекарство? (Чтобы мама  выздоровела.)

-Как вы думаете, каким по вкусу было лекарство? (Горькое, противное, невкусное и т. д.)

-Как вы думаете, поможет маме лекарство, если его выпьет дочка? (Нет.)

-Почему девочка предложила маме выпить за нее лекарство? (Она пожалела маму.)

- Как можно назвать такую девочку? (Добрая, храбрая, заботливая,жалостливая, мужественная, и т. д.)

-Как может помочь Танясвоей больной маме? (Пожалеть ее, поцеловать, принести воды, помыть посуду, тихо играть, почитать маме книжку, и т. д.)

-Хотите, я расскажу вам один секрет? Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших и ласковых слов.

Игра «Скажи маме ласковое слово».

Воспитатель бросает ребенку мяч, он говорит ласковое слово для мамы. (Родная, дорогая, ласковая, нежная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, рукодельница, умная, веселая, милая).

Физ. минутка

А еще можно маму порадовать веселой песней с движениями. Давайте вспомним песню «Если нравится тебе, то делай так»

Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп (шлеп-шлеп, топ-топ)

Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп (шлеп-шлеп, топ-топ)

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи,

Если нравится тебе,

То делай так: хлоп-хлоп (шлеп-шлеп, топ-топ)

(При соответствующих словах: дети хлопают в ладоши, ладонями шлепают себе по коленкам, топают ногами…)

-Мать почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц и поговорок о маме. Давайте вспомним некоторые из них.

Сердце матери лучше солнца греет.

Родных много, а мать роднее всего.

При солнышке светло, при матери добро.

Птица рада весне, а ребенок – матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Материнская ласка конца не знает.

Но не всегда мы бываем послушными и внимательными, иногда ленимся, огорчаем мам. Конечно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама сердится на своих детей, то наказывает по справедливости. Каждой маме хочется, чтобы ее ребенок был воспитанным, добрым, трудолюбивым, отзывчивым, заботливым. Послушайте отрывок нанайской сказки Айога.

Айога

В роду самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит - не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

-Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

-Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю...

...Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит: -Дай мне лепешку, мать!

- Горячая она. Руки обожжешь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога.

-Рукавицы мокрые. -Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать. -Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепешку. Мне не жалко.

- Какая вам девочка понравилась больше?

- Какая была Айога? (Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая, горделивая)

- А какая соседская девочка? (Добрая, трудолюбивая, послушная, внимательная, вежливая, воспитанная)

- Правильно ли поступила мать, что не накормила свою дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Мать поступила мудро по справедливости).

- Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказывать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

Помните, мы читали с вами сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Вот у меня такой же цветок, давайте оторвем лепестки и загадаем пожелания для мамы. Закройте глаза, представьте свою маму и подумайте, что бы вы хотели пожелать ей (включить аудиозапись). Откройте глаза.

Давайте хором повторим волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты Земли

Быть по- моему вели…

Дети по очереди выходят, отрывают лепесток, дуют (дых.упражнение), говорят пожелания для мамы. (Хочу пожелать маме, чтобы она не болела, была счастливой, веселой и.т.д.)

Итог занятия.

Кому мы посвятили сегодня наше занятие? (мамочке)

Чем занимались? Что вам понравилось на занятие?

Оценка занятия.

Мне очень понравилось, как вы занимались, отвечали на вопросы. Давайте будем всегда внимательными, послушными детьми, будем помогать маме, не будем огорчать и говорить ей побольше ласковых слов. А все ваши пожелания мы напечатаем для мам в поздравительной газете ко Дню Матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Конспект занятия по этике в средней группе...

Занятие в старшей группе « Нет милее дружка, чем родная матушка»

Программные  задачи: 1.Закреплять знания о кубанской одежде женщины,   её назначение, названия разных её частей.2.Формировать представления о семейных традициях   и обыча...

"Нет милее дружка, чем родная матушка".

Сценарий совместного мероприятия родителей и детей старшей группы на "День Матери"....

Конспект развлечения "Нет милее дружка, чем родная матушка"

В предверии прздника День матери все педагоги ищут оригинальные, итересные сценарии для его проведения . Я предлагаю свой вариант который опробовала в прошлом году. Родители и дети были в восторге от ...

Нет милее дружка, чем родная матушка

Сценарий интегрированной совместной организованной деятельности  с детьми  подготовительной группы по теме: «Нет милее дружка, чем родная матушка!»Был написан и проведён в рамках районного ф...

Презентация к СОД "Нет милее дружка, чем родная матушка" - "Тема материнства в живописи и скульптуре"

Презентация сделана для показа на открытом занятии в рамках районного "Фестиваля педагогических идей"....

Сценарий семейной гостиной " Нет милее дружка- чем родная матушка"

Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада. ...