ОД по речевому развитию «В осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гутовская Виолетта Александровна

Конспект ОД по развитию речи в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx864.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию

«В осеннем лесу»

средняя группа № 12 «Умники»

МБОУ СОШ № 12

               

                                                         воспитатель: Гутовская В.А.

                               

                                   г. Красногорск

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Задачи:

Образовательные: закреплять представления о сезонных изменениях в природе; учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке; учить различать и называть деревья, узнавать листья; учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, аккуратно закрашивать предмет внутри контура.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление.

Воспитательные: прививать любовь к русской природе, умение слушать собеседника не перебивая. Воспитывать аккуратность, самостоятельность и эмоционально- положительное отношение к рисованию.

Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года, может самостоятельно составить рассказ на заданную тему, имеет представление о красоте родной природы, интересуется изобразительной деятельностью.

Оборудование: солнечный зайчик (клубок); силуэты деревьев, пеньки; игрушка – ежик; грибы, корзинка; листья с разных деревьев (березы, клена, дуба) и альбомные листы (формой листьев с разных деревьев: березы, клена, дуба, гуашь, широкая кисть, баночки с водой, салфетки (для каждого ребенка).

Предварительная работа: наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение стихотворений об осени.

Методы и приемы: художественное слово, музыкальное сопровождение, беседа.

План ОД:

1. Сюрпризный момент «солнечный зайчик».

2. Беседа на тему «Осень».

3. Отгадывание загадок про грибы, ежа.

4. Словесная игра «Кто слов больше скажет?» (о еже).

5. Физкультминутка «Еж спешил к себе домой…».

6. Дидактическая игра «Детки с ветки».

7. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

8. Художественное творчество. Рисование.

9. Рефлексия.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Дети встают в круг.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Время года осень.

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? (Листья на деревьях пожелтели. Часто идет дождь. На улице похолодало. Солнышко поднялось высоко, часто прячется за тучи, реже греет нас лучами).

Да ребята, все реже пригревает землю солнышко. Пора ему отдыхать, мне сегодня утром солнышко подарило солнечного зайчика он волшебный. Мы будем передавать его друг другу, поздороваемся с ним и скажем солнечному зайчику добрые слова. (Дети передают солнечного зайчика друг другу из рук в руки. Они говорят ему добрые слова: «Мы рады, что ты пришел»; «Мы так долго тебя ждали».) Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже скажут солнечному зайчику добрые слова. Давайте мы солнечного зайчика оставим в нашей группе. Если у вас вдруг испортиться настроение, то вы возьмите его в руки и настроение у вас станет хорошим.

Воспитатель:

В лес осенний, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем,

В лес мы дружно все пойдем.

Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой».

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите как здесь красиво! Ой ребята, здесь кто-то потерял корзинку. А кто ее потерял, мы узнаем, когда отгадаем загадки. Согласны? (Да). Тогда присаживайтесь по удобнее на пенечки, спинки выпрямите, ножки вместе и я присяду.

Воспитатель: В корзинке, что-то лежит. Слушайте внимательно.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это… (гриб)

Посмотрите в корзинке лежат грибы, но они разные. Это какой гриб? (Большой, маленький).

Воспитатель: А кто чья эта корзинка мы узнаем, когда отгадаем следующую загадку.

По тропиночке в лесу,

Большое яблоко несу,

На иголки я похож,

Звать меня конечно - …

Воспитатель: Догадались, кто это? Посмотрите, вот и ежик.

Словесная игра «Кто больше слов скажет?»

Воспитатель: Расскажите о еже, какой он?

Дети: Колючий, маленький, серенький…

Воспитатель: Что же ест ежик?

Дети: Червей, жуков, мышей. Еще любит ежик лесные яблоки, ягоды, грибы.

Воспитатель: Молодцы, давайте вернем корзинку ежу. Ребята ежик хочет с вами поиграть.

Физкультминутка «Еж спешил к себе домой…»

Еж спешил к себе домой, (Имитируют движения ходьбы)

Нес запасы он с собой. («Несут» мешок)

Через кочки он скакал, (Прыгают)

Быстро по лесу бежал. (Бег на месте)

Вдруг он сел и изменился, (Присесть)

В шарик круглый превратился. (Руки соединить над головой в виде шара)

А потом опять вскочил, (Подпрыгнуть)

И к ежатам поспешил. (Имитируют движения ходьбы)

Воспитатель: Идем дальше по лесу.

Дует, дует ветер, дует – задувает,

Желтые листочки с дерева срывает.

Посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Как называется это явление? (Листопад).

Дидактическая игра «Детки с ветки»

Воспитатель: Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?

Дети: С березы.

Воспитатель: Какай он?

Дети: Желтый, березовый.

Воспитатель: Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев? (Белая кора).

Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое дерево потеряло вот этот лист?

Дети: Клен.

Воспитатель: На что похож листочек?

Дети: На ладошку.

Воспитатель: Как он называется?

Дети: Кленовый листочек.

Воспитатель: Какого цвета осенние кленовые листочки?

Дети: Красные, рыжие.

Воспитатель: С какого дерева опали эти листья?

Дети: С дуба.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Дубовые, желтые.

(На тропинке лежат листья без окраски с разных деревьев березы, клена, дуба.)

Воспитатель: Посмотрите ребята, прошел дождик, и листочки потеряли свою окраску. Что же нам делать, как помочь листочкам снова стать красивыми? (Раскрасить).

Воспитатель: Правильно, возьмем листочки с собой, вернемся в детский сад и раскрасим их.

Мы готовы для похода

Поднимаем выше ноги.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Перед вами на столах лежат листочки, которые надо раскрасить, но с начало давайте с вами вспомним, какие бывают листочки. Приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины, листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (Выпрямляют руки вперед)

Воспитатель: Ребята, у кого листочек с березы поднимите и покажите, опустите, а сейчас поднимите у кого кленовый листочек – опустите, поднимите листочек дубовый. Молодцы. Ребята возьмите кисточки и закрасьте листочки нужным цветом, не выходя за контур.

Дети работают под музыку Фредерика Француа Шопена «Мелодия осени (Слезы осени)».

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по лесу? О чем мы говорили? Что вам больше всего запомнилось?

Литература.

1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет/ Под ред. О. С. Ушаковой. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 256 с. – (Развиваем речь)».

2. О. С. Ушакова «Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. 3-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 208 с. (Развиваем речь)».

3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в средней группе по речевому развитию «Письмо из леса»

Цель.Формирование умения составлять небольшие рассказы по мнемодорожкам.Программное содержание.Учить составлять небольшой рассказ по теме Весна,опираясь на наглядные пособия-мнемодорожки в связной лог...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Весна в лесу"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитиюТЕМА: «ВЕСНА В ЛЕСУ»...

Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"

Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим  темам весенней тематики....

Непосредственная образовательная деятельность По ОО «Речевому развитию» «Деревья в лесу» C использованием ИКТ (презентация)

Цель: познакомить с названиями некоторых деревьев,Задачи:ОО «Познавательное развитие»: составными частями дерева;ОО «Речевое развитие»упражнять в произношении: один-много;разви...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевое развитие Тема: «Дары леса: грибы, ягоды».

обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Учить правильно называть предметы, их качества, цвет, величину, образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать умение описывать и класс...

Конспект открытого занятия для 2 младшей группы по речевому развитию "Путешествие по лесу"

Материал: картина с изображением леса, чудесный мешочек, палочка волшебная, мягкие игрушки: волк, медведь, лиса, еж, белка ,заяц; для игры животные дикие и домашние, письмо, дерево. Цель: фо...

Конспект ООД по речевому развитию "В заколдованном лесу"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....