Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Теплова Екатерина Николаевна

Данный конспект занятия подготовлен с учетом возрастных особенностей детей старшей группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область: речевое развитие

Тема: “Путешествие в страну сказок”

Возраст: старшая группа

Цель: создание социальной ситуации развития через речевую деятельность при обобщении представлений детей о сказках.

Задачи:

  1.  Закрепить знания детей о сказках; закрепить умение подбирать родственные слова и слова-антонимы; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными.
  2.  Развивать связную речь, мышление, воображение, умения действовать согласованно, общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам, желание оказывать помощь.

Ход занятия

1.Организационный момент. Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей. Дети здороваются.

Приветствие: «Доброе утро»

        Станем рядышком, по кругу,

        Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

        Нам здороваться ни лень:

        Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

        Если каждый улыбнётся –

        Утро доброе начнётся.

Воспитатель: ребята давайте улыбнемся друг другу.

2. Основная часть:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она?         Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
        - есть волшебство, то… (волшебная);
        - есть добро, то… (добрая);
        - есть радость, то… (радостная);
        - есть загадки, то… (загадочная);
        - есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
        - Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

-Ребята, а вы бы хотели побывать в сказке?!

- Сегодня я предлагаю вам  отправиться в путешествие, побывать в стране сказок, там нас ждёт много интересного. А на чём можно отправиться в путешествие? (дети могут назвать разные варианты).

- А давайте полетим в страну сказок на воздушных шариках?!

 Дыхательная гимнастика

        Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш, руками изображают шар).

        - А теперь надо приземлиться.

Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с, руками показываем, как шарики сдуваются).

- Что это? Перед нами болото, а перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

 Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Высокий - низкий

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Длинный – короткий

Сладкий – горький    и т. д.


Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? (на стенде плакат с изображением Золушки  в грязном платье). Дети отвечают.
- Чем  занималась Золушка в сказке? Что она  делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль, чечевицу. Девушка трудилась всю ночь).  Скоро начинается бал во дворце. Золушка очень хотела бы туда попасть, но увы…. Злая мачеха оставила для Золушки много работы…. Как вы думаете, а мы сможем ей помочь?
Воспитатель:  Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох). Дети выбирают  фасоль в отдельную емкость и на дне тарелок находят задания.

Задание 1.                Возле леса, на опушке,

                        Трое их живет в избушке.

                        Там три стула и три кружки,

                        Три кроватки, три подушки.

                        Угадайте без подсказки,

                        Кто герои этой сказки?

Сказка «Три медведя» (Слайд 2) .

        Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?

- А кто ещё герой этой сказки(Машенька)

- А Машенька испугалась трех медведей?

- Конечно, испугалась Машенька, если:

- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково(лапки).

- А у медведя огромные - (лапищи).

- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

- А у медведя? (глазищи).

- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

- А у медведя? (носище).

- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

- А у медведя? (ротище).

- Чем закончилась эта сказка(Машенька убежала от медведей).

Задание 2.                 Кожа белая как снег, губки как кораллы.

                        Что она красивей всех, зеркальце сказало.

                        Гномам в доме помогала, но колдунья разузнала,

                        С ядом яблоко дала, и принцесса умерла.

                        Только принца поцелуй - к жизни вновь её вернул.


 Сказка «Белоснежка и семь гномов» (Слайд 3).

- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их.  (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

Задание 3                        Физминутка

        Сказка даст нам отдохнуть.

        Отдохнем -  и снова в путь!

        Нам советует Мальвина:

        - Станет талия осиной, если будем наклоняться

        Влево-вправо десять раз.

                Вот Дюймовочки слова:

                - Чтоб была спина пряма,  поднимайтесь на носочки,

                Словно тянетесь к цветочкам.

                Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель вместе с детьми выполняет упражнения.

Задание 4                        Он не знает ничего.

                                Вы все знаете его.

                                Мне ответьте без утайки,

                                Как зовут его? (Незнайка) (Слайд 4).

- Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи) (Слайд 5)

- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица) (Слайд 6)

- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна) (Слайд 7)

- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а) Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок) (Слайд 8)

Задание 5.  Сказочные пазлы.

                Пазлы,  вы,  должны собрать,
                И сказку назвать!
(Дети делятся на 3 команды и собирают пазлы).

Включаем следующий слайд (Слайд 9) На нём Золушка в бальном красивом платье отправляется на бал.

-Ребята, какие вы, молодцы, помогли Золушке, выполнили все задания злой мачехи,  и теперь Золушка обязательно попадет на бал.

-Путешествие наше заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.

Дыхательная гимнастика

Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

3. Рефлексия:

-Ребята, понравилось ли вам путешествие? Каких сказочных героев вы встретили? Ответы детей.

-Чему нас учат сказки? (Сказки учат нас быть добрыми, смелыми, дружными, решительными, трудолюбивыми, учат помогать слабым. Учат, как побеждать зло, ложь, коварство. Сказки учат не терять веру в удачу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну сказок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

конспект занятия по математике "Путешествие в страну сказок"

Занимательное занятие по математике с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи "В стране сказок"

Увлекательное занятие по сказкам, которые вы читали детям, с простыми и доступными заданиями, с развитием мелкой моторики и воображения....

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну сказок» В старшей группе «Улыбка»

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну сказок» в старшей группе «Улыбка»...

Конспект занятия по речевому развитию В поисках сказок

Правильное произношение звуков.Разучивания скороговорок...