Конспект бинарного занятия в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Путешествие в сказочную страну АБВГДейку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Николаевна Русак

Обобщающее занятие  по обучению грамоте.в подготовительной группе комбинированной направленности. Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда в детском саду.

Инклюзивная практика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 15 п. Кулой»

структурное подразделение «Детский сад № 123 «Снежинка»

Конспект бинарного занятия в подготовительной к школе группе комбинированной направленности 

«Путешествие в сказочную страну АБВГДейку»

Обобщающее занятие  по обучению грамоте.

Инклюзивная практика.

Разработала:

 учитель-логопед

Елена Николаевна Русак

2023 г.

Цель: обобщение, систематизация, закрепление и актуализация ранее полученных знаний о звуках, буквах, словах, предложениях  и умение применять их на практике.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о понятиях звук, буква, слово, предложение.
  2. Совершенствовать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза.
  3. Совершенствовать умение контролировать поставленные звуки в свободной речи и способствовать формированию грамматически правильного речевого высказывания.
  4. Расширять представления детей о школе и активизировать лексику по теме «Школа».
  5. Совершенствовать навык дифференциации оппозиционных фонем [С] – [Ш].
  6. Развивать связную речь, используя метод наглядного моделирования (мнемотаблица).
  7. Закрепить правильные графические образы букв и навык элементарного чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  2. Развивать творческие способности, воображение.
  3. Развивать познавательные интересы, активность и самостоятельность.
  4. Упражнять в подборе рифмованных слов.
  5. Совершенствовать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать  умение работать в паре и давать оценку работе товарища.
  2. Развивать умение слушать взрослого и товарищей, следовать инструкции воспитателя, соблюдать правила поведения на занятии.
  3. Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал к занятию:

  1. Презентация на экране..
  2. Аудиозапись звука взлетающего самолета.
  3. Индивидуальные фонематические схемы (на фонематических подносах).
  4. Листы бумаги с индивидуальными заданиями по количеству детей (буквы с недостающими элементами, правильные и зеркальные изображения букв).
  5. Карандаши.
  6. Мяч.
  7. Указка.
  8. Схемы предложения в уголке «Наша библиотека»

Ход занятия:

Вводная часть.

Создание проблемной ситуации. Дети стоят возле логопеда.

Логопед. Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в группу! Давайте с ними поздороваемся по-особенному.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали.

И улыбнулись,

И сказали всем: «Здравствуйте!» (дети выполняют соответствующие движения вместе с педагогом)

У логопеда звонит телефон.

Логопед. Алло. Здравствуйте! Да. Это Елена Николаевна! Вы Фея грамоты? Что случилось? Злая волшебница заколдовала жителей волшебной страны АБВГДейки?  Сейчас  я посоветуюсь с ребятами.  Надеюсь, мы сможем вам помочь.

Логопед обращается к детям. Ребята, вы слышали? В сказочной стране АБВГДейке Злая волшебница перепутала все звуки и буквы, рассыпала все слова и предложения, поэтому ее жители не могут правильно ни говорить, ни читать, ни писать. Фея грамоты просит нас о помощи.

Друзья, как вы думаете, мы сможем помочь жителям волшебной страны? Ответы детей (как правило, дети всегда согласны прийти на помощь)

Основная часть.

Логопед.  Отправимся в путешествие на необычном сказочном транспорте. Какой сказочный транспорт вы знаете?

1 слайд. Появляются картинки: ступа, метла, ковер-самолет.

Логопед.  На каком сказочном транспорте вы бы хотели полететь? (Рассуждают, можно ли всем вместе полететь на ступе, на метле?)  На чем мы полетим, вы узнаете, прочитав обрезанные слова.

Дети читают на слайде слова из неполных букв «ковер – самолет».

Логопед.  Садитесь! Закрывайте глаза, крепче держитесь за стульчики, полетели…   Звучит фонограмма звука взлетающего самолета.

2 слайд. На слайде появляются три замка с круглыми окошками (синий, красный, зеленый).

Логопед.  Ребята, вот мы и прилетели в Звуковой городок  (Звукоград) волшебной страны АБВГДейки. Злая волшебница сделала так, что звуки забыли, как они называются, перепутались и не могут найти свое место в словах. Давайте им поможем. 

Дети вспоминают, какие звуки «живут» в красном,  какие – в синем,  а какие – в зеленом замке (гласные, твердые и мягкие согласные).

Игры со звуками.

3 слайд.                                        «Выдели нужный звук и продолжи ряд»

На слайде два ряда картинок.  Дети называют три картинки в первом ряду, выделяя первый звук в слове, и подбирают подходящую 4 картинку из тех, что расположены во втором ряду.

Аист, утка, окунь, (иголка).

Дети объясняют, почему они выбрали «иголку». Говорят, какие звуки называются гласными, какие еще гласные звуки они знают. 

Речеслуховая гимнастика «Мы знаем гласные звуки»

Дети говорят и выполняют движения руками, стоя:

- Мы знаем гласные звуки:

А – рот пошире открываем, руки вверх мы поднимаем.

Э – рот немножечко сужаем, руки к плечам опускаем.

О – губы округляем, руки вверх над головой поднимаем.

У – губы и руки вперед потянули.

И – губы и руки в стороны растянули.

Ы – руки опустили.

- 6 гласных звуков мы повторили.

После правильного ответа «иголка» перемещается в первый ряд картинок.

4 слайд. На слайде два ряда картинок.  Дети называют три картинки в первом ряду, выделяя последний  звук в слове, и подбирают подходящую 4 картинку из тех, что расположены во втором ряду.

Апельсин, горох, жук, (шарф).

Дети объясняют, почему они выбрали «шарф».  Рассказывают, какие звуки называются согласными.  Говорят о том, что согласные звуки бывают звонкими и глухими. После правильного ответа «шарф» перемещается в первый ряд картинок.

5 слайд. На слайде два ряда картинок.  Дети называют три картинки в первом ряду, выделяя средний  звук в слове, и подбирают подходящую 4 картинку из тех, что расположены в нижнем ряду.

Бочка, майка, карета, (тюлень).

Дети объясняют, почему они выбрали «тюленя».  Рассказывают, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.  Называют всегда твердые согласные звуки (Ц, Ш, Ж), всегда мягкие согласные звуки (Ч, Щ, Й).  После правильного ответа «тюлень» перемещается в первый ряд картинок.

 Логопед. Ребята, вы правильно рассказали, какие бывают звуки.  Надеюсь, что теперь каждый звук в Звукограде вспомнил, какой он и сможет найти свое место в словах.

Входит  Звукознайка  (переодетый воспитатель группы), сообщает ребятам о том, как его заколдовала Злая волшебница в «Звуковой школе».  Он даже забыл, что такое «школа». Логопед  предлагает помочь Звукознайке.

6 слайд.                           «Подбери картинку к звуковой схеме»

Звукознайка.   Дети, вы видите предметы, которые вам потребуются в школе.  Назовите их.

Дети.  Ручка, пенал, букварь.

На слайде появляется звуковая схема слова «пенал».

Звукознайка.  Скажите, к какому слову подойдет эта звуковая схема?

После правильного ответа две лишние картинки исчезают.

7 слайд.                           «Найди потерянный звук»

Звукознайка.  Скажите, какие звуки потерялись в слове «букварь»?

На слайде под изображением букваря появляется звуковая схема с пропущенными звуками [У], [В].

Звукознайка предлагает ребятам пройти в групповую библиотеку, где на столах лежат звуковые подносы, просит их самостоятельно составить схему слова «ручка». Благодарит детей за помощь и уходит довольный в свою «Звуковую школу».

Логопед.  Теперь я уверена, что в Звукограде волшебной страны АБВГДейки  мы навели полный порядок. Пора нам отправляться в город Буквоград. Туда мы сможем попасть, если вспомним, чем звуки отличаются от букв (ответы детей).

Пальчиковая гимнастика  (координация речи с движением)

Дети, стоя,  выполняют движения вслед за логопедом.

Звуки четко произносим (пальчики «здороваются» с большим колечками)

Слушаем внимательно  (пальцы врозь, ладони к ушам).

Буквы правильно читаем, (пальцы вместе, ладони вместе перед собой, складывают  в «книгу»)

Пишем их старательно (имитация письма «щепотью» одной руки по ладони другой).

Игры с буквами.

8 слайд.                          

Логопед.   Вот мы и в Буквограде.  (На слайде появляется дворец с изображениями букв с недописанными элементами и зеркально написанными буквами.) Злая волшебница сломала в городе все буквы и перевернула их изображения. Давайте их починим.    Дорисуйте буквам недостающие элементы и зачеркните неправильные изображения букв.

Дети выполняют задания на листочках.  Затем они меняются листочками и проверяют, правильно ли выполнил задание сосед. Если задание выполнено правильно, ребенок рисует в нижнем правом углу знак «плюс», если неправильно, помогает соседу.

Входит  Буквознайка (переодетый воспитатель группы), сообщает ребятам о том, что его заколдовала Злая волшебница в «Школе букв» и просит о помощи.  

Буквознайка.                                 

Здесь буквы все заколдовали,

Не по порядку буквы встали.

Слова совсем нельзя понять.

Как буквам место отыскать?

И плачут буквы громко, дружно:

«Кто нас расставит так, как нужно?»

«Поставь буквы в нужном порядке и прочитай слово»

9 слайд.                          

Дети читают на слайде буквы в соответствии с порядком цифр и называют слово.

К  У Б Ы В

3  2  1  5  4

Буквознайка.    Получилось слово «буквы».  Значит с буквами в Буквограде  стало все в полном порядке.  Проводит физминутку.

Физминутка.

Один, два, три, четыре, пять. (пальцы с мизинца складываются на обеих руках в кулаки)

Надо нам вперед шагать.   (маршируют на месте)

Не ленитесь, не стесняйтесь, (разводят руки, согнутые в локтях,  в стороны, сводят лопатки)

В сказку дружно продвигайтесь.  (руки вперед,  в стороны, опускают)

Буквознайка благодарит ребят за помощь и уходит в свою «Школу букв».

Логопед.  Ребята, мы идем в город Чистой речи. Там нужно правильно произносить звуки и слова. Давайте потренируемся. Вносит мяч.

Мячик новый есть у нас,

Мы играли с ним не раз.

Любим мы играть с мячом.

Все слова нам нипочем.

Игры с мячом.

«Внимательные уши. Исправь мои ошибки»

Сладко спит в берлоге миска,

На столе с салатом мишка.

С другом мы играли в чашки,

Пили чай из белой шашки.

Вылезла из норки шишка,

На нее упала мышка.

На лицо надену Машку,

Позову я кошку Маску.

«Добавь нужное слово в рифму»

Ру-ру-ру, начинаем мы …(игру).

Жу-жу-жу, в детский сад пока …(хожу).

Ду-ду-ду, скоро в школу я …(пойду).

Шо-шо-шо, учиться в школе…(хорошо).

Арь-арь-арь, изучаю я …(букварь).

Нал-нал-нал, нужен в школе мне …(пенал).

Ши-ши-ши, ручка в нем и…(карандаши).

Ади-ади-ади, в школе мне нужны…(тетради).

«Переставь слова правильно!»

Школа  ходит в учеников. (Ученики ходят в школу)

В классах есть  школа. (В школе есть классы)

На звонок зовет  урок. (На урок зовет звонок)

Букварь читает  ученика. (Ученик читает букварь)

Мел пишет на  доске учеником. (Ученик пишет на доске мелом.)

В ручке лежит  пенал. (В пенале лежит ручка)

Парта лежит на тетрадях. (Тетради лежат на парте.)

9 слайд.   На слайде появляется красивый дворец. 

Логопед.  Вот мы и в городе Чистой речи.  Злая волшебница сделала так,  что жители города забыли все правила чистой речи, которые они всегда соблюдали. Давайте напомним их жителям города.

Дети и логопед.   

               Говорим всегда красиво,

               Четко и неторопливо.

               Громко, плавно говорим,

               Потому что не спешим.

               Вспоминаем обязательно,

               Что учили на занятиях.

10 слайд  Логопед.  Ой, ребята, посмотрите! Ветер  сломал все предложения и на облака развесил. (На фоне облаков появляются 5 черных полосок, одна из которых короткая) Это опять проделки Злой волшебницы.  Чтобы починить предложения, нам надо вспомнить, из чего же они состоят.

Дети.   Предложения состоят из слов, которые дружат друг с другом. Поэтому нам всегда понятно, о чем говорится в предложении.

Логопед.   Молодцы! Правильно! Злая волшебница сломала предложения, поссорила и разбросала по облакам слова «осень, дети, школа, пойти, в». Давайте соберем их, подружим и снова превратим в предложение.

Дети из дифференцированных слов составляют графическую схему этого предложения «Осенью дети пойдут в школу». Затем составляют графическую схему этого предложения, используя фонематические подносы в групповой библиотеке.  Отмечают, что при письме в начале предложения пишется большая буква, а в конце предложения ставится точка. Выделяют короткое слово в (предлог). – Ребята, вот мы и помогли вернуть в город Чистой речи правильные красивые предложения, а сказочной стране АБВГДейке – избавиться от чар Злой волшебницы. Нам пора возвращаться в детский сад. Да вот беда, Злая волшебница разрезала на куски наш «ковер-самолет».

11 слайд.    Логопед.   Чтобы ковер-самолет снова стал целым, нам нужно быстро составить из отдельных предложений связный рассказ о школе.

На слайде появляется мнемотаблица.   Дети составляют связный рассказ о школе.

«Составление рассказа» (с опорой на мнемотаблицу)

Итог.  Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Вы выполнили все задания. Мы можем возвращаться в детский сад.

12 слайд.    Появляется слайд с изображением ковра-самолета. Закрывайте глаза, крепче держитесь за стульчики, полетели…    Звучит фонограмма звука взлетающего самолета.  Дети возвращаются в детский сад.

Логопед.   Ребята, посмотрите, Фея грамоты прислала нам телеграмму.  Давайте ее прочитаем. Дети читают текст на слайде. «Дорогие друзья, спасибо за помощь! Желаю вам успехов в школе!»

Рефлексия. Дети рассказывают, что им понравилось и запомнилось во время путешествия в сказочную страну АБВГДейку.

Литература:

  1. Журнал «Логопед в детском саду», 2009 г., № 3
  2. Журнал «Логопед в детском саду», 2010 г., № 5
  3. Журнал «Коррекционная педагогика», 2019 г., №2 (4)И

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Путешествие в город профессий"

quot;Путешествие в "город профессий" - конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности в рамках проекта "Ранняя профориентация детей"...

Конспект занятия по математике в старшей группе комбинированной направленности «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».

Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления через устное народное творчество...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие по реке времени"....

Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Путешествие в Страну Знаний».

Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Путешествие в Страну Знаний»....