Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»
проект по развитию речи (средняя группа)

Галиханова Ралия Хабибяновна

По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский, Н.Н.Носов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pisateli_detyam.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по знакомству с творчеством детских писателей

в средней группе

«Писатели - детям» 

Тип проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта:  долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:   

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Проблема:

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике.

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

·       Включение педагогов в творческий процесс;

·       Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

·       Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

·       Подведение итогов.

Цель проекта:

Сформировать у детей осознанное отношение к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей;
  2. Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;
  3. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
  4. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
  2. Развивать речь, мышление, воображение.
  3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  4. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.

Воспитательные:

  1. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
    посредством произведений
  2. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства с произведением
  3. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
  4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату  труда многих людей

Ожидаемый результат проекта.

В результате реализации проекта у детей повысится интерес к произведениям художественной литературы; обогатиться словарный запас; применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 Этап – Подготовительный

  • Изучение литературы по проектной деятельности.
  • Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок и художественной литературы.
  • Разработка перспективного плана, конспектов, досугов и т.д.
  • Внесение в речевую зону дидактических и настольно-печатных игр;
  • Добавление в игровую зону элементов костюмов героев;
  • Внесение в ИЗО - раскраски с изображением сюжетов и героев сказок и рассказов, репродукции картин.
  • Подбор музыкального материала для обыгрывания сказок.

2 этап – Основной (планирование и организация деятельности)

Практическая деятельность с детьми:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Образовательная работа в рамках проекта

Месяц

Писатель

Совместная деятельность педагога с детьми

Задачи

Сентябрь

А.Л.Барто

Знакомство с творчеством А. Л. Барто;

Оформление выставки в книжном уголке «Страна игрушек»;

ВХЛ: «Девочка – чумазая», «Помощница», «Хромая табуретка», «Игра в стадо» и т.д.

Выразительное чтение детьми стихотворений с элементами театрализации из цикла «Игрушки»;

С/р игра «Магазин игрушек»;

Хороводная игра «Зайка», игра – имитация «Медведь»;

Поручение «Убрать игрушки на место»;

Конструирование «Строим домик для игрушек»

НОД: «Приключение в стране игрушек».

Познакомить с творчеством детской поэтессы А. Л. Барто.

Учить выразительно читать стихи, исполнять игровые действия по тексту.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Октябрь

В.Г.Сутеев

Беседа с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора В. Г. Сутеева; Оформление выставки в книжном уголке «Забавные картинки для детей»;

ВХЛ: «Три котенка», «Петух и краски», «Разные колеса», «Под грибом», «Мешок яблок»«Палочка-выручалочка»«Яблоко»«Это что за птица?»«Кораблик»«Кот — Рыболов» и др;

НОД (рисование) «Яблоко спелое, красное сладкое» И.А.Лыкова стр.

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Кот рыболов», «Про бегемота, который боялся прививок» 

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

НОД «Добрые сказки Сутеева»

Игры – драматизации по сказкам 

Подвижные игры «Кот Васька», «Лиса и зайцы» и т.д.

Познакомить детей с автором  и художником детской книги В. Г. Сутеевым.

В дидактических и подвижных  играх, в творческих видах деятельности закрепить знание  детей  сюжетов и героев  сказок В. Г. Сутеева.

Ноябрь

С.Я.Маршак

Беседа с детьми о творчестве писателя  С.Я Маршака;

Оформление выставки в книжном уголке «Веселые стихи»; 

Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборника «Детки в клетке»;

ВХЛ: «Багаж»; «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Где обедал воробей?»; «Вот какой рассеянный»; «Радуга-дуга»; «Детки в клетке» и другие;

Прослушивание аудиозаписей из сборника «Карусель» (сказки русских писателей) на стихи С.Я Маршака.

П/и « Мой веселый звонкий мяч», «Вышли мыши как-то раз…», «Мыши водят хоровод», «Колечко».

 Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев.

В различных видах деятельности предложить  детям  применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака

Декабрь

Э.Н.Успенский

Беседа с детьми о творчестве писателя  Э. Н. Успенского;

Оформление выставки в книжном уголке «Добрая страна Успения» 

ВХЛ: сборник “Разноцветная семейка”;

Просмотр мультфильмов: “Рыжий, рыжий, конопатый ”, “Пластилиновая ворона”, “Крокодил Гена и его друзья”, “Трое из Простоквашино”, “Следствие ведут колобки”;

Прослушивание песен из мультфильмов Э.Н. Успенского;

Речевые игры «Доскажи словечки» и другие;

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Развлечение – досуг «Путешествие по творчеству Э.Н. Успенского»;

Закреплять знания детей о творчестве Эдуарда Успенского.

Развивать традиции семейного чтения; развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.

Январь

С.В.Михалков

Беседа с детьми о творчестве писателя  С. В. Михалкова;

Оформление выставки в книжном уголке

ВХЛ: «Дядя Степа милиционер», «Про мимозу», «Бездельник светофор», «Про девочку, которая плохо кушала» и др.

Обыгрывание  «Песенки друзей»

Раскрашивание героев произведений С.В. Михалкова
Заучивание с детьми считалочки «Котята»

Д/игра «Из какого стихотворения картинка»

П/И «Лохматый пес»

Выставка детско-родительских рисунков по произведениям С.В. Михалкова

Развлечение «Путешествие в страну стихов С.В. Михалкова»

Знакомить дошкольников с творчеством детского писателя С.В.  Михалкова.

Познакомить с крылатыми выражениями из произведений С. В. Михалкова

Социально-нравственное воспитание детей посредством творчества С.В. Михалкова

Февраль

К.И.Чуковский

Беседа знакомство с творчеством К.И. Чуковского;

Оформление выставки в книжном уголке; 

ВХЛ «Мойдодыр»,

Беседа по содержанию произведений писателя

С/и «Путаница»

Н/п игра «Собери бабочку» Прослушивание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского

Познакомить и разучить отрывки из литературных произведений: «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Тараканище»

Просмотр мультфильмов

Продуктивная деятельность - раскрашивание раскрасок по произведениям

Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского «Раз – загадка, два – отгадка»

Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

 Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

Поддерживать интерес к знакомым произведениям

Март

В.Д.Берестов

Оформление книжного уголка по произведениям В.Д.Берестова.

Беседа с детьми о его творчестве.

Раскрашивание героев произведений В.Д.Берестова.

Чтение стихов, сказок: «Как хорошо уметь читать», «Непослушная кукла», «Бычок», «В магазине игрушек», «Честное гусеничное», «Хворостина», «Царевна-лягушка».

Просмотр мультфильмов.

Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

Апрель

В.Ю.Драгунский

Беседы на нравственные темы по произведениям

В. Драгунского ("Друг детства", "Тайное становится явным", "Сверху, вниз, наискосок" и др.): "Бережное отношение к игрушкам", "Быть

правдивым – это здорово!".

Рисование "Моя любимая игрушка", "Мой (аппликация и рисование по мотивам произведении

В.Драгунского), "Мой любимый рассказ" (работа с раскрасками).

Д/игры "Угадай к какому рассказу иллюстрация?".

Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.

Май

Н.Н.Носов

Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.

Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.

Произведения Н. Носова:  «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа»,  «Леденец».

Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».

Рисование и аппликация по   произведению «Живая шляпа».

Театрализованная деятельность по произведениям Н.Н. Носова «Огурцы» и «Живая шляпа».

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов…

Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям.

Взаимодействие с родителями:

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целями и задачами проекта

«Роль книги в воспитании детей»

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество А.Л. Барто»

«Произведения А.Л. Барто, как средство этического воспитания детей»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям А.Л. Барто (рисунки)

Родительское собрание

Анкетирование

Заочная консультация

Индивидуальные беседы

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Октябрь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В. Г.Сутеева»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  В. Г.Сутеева (рисунки)

Заочная консультация

Индивидуальная беседа

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Ноябрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.Я Маршака»

«Как организовать домашнее чтение»

«В гости к С.Я. Маршаку»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  С.Я Маршака (рисунки)

Заочная консультация

Консультация

Литературный вечер посвященный 130-летию С.Я. Маршака

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки

Декабрь

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество Э. Н. Успенского»

Пополнение библиотеки группы.

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям Э. Н. Успенского (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Январь

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество С.В. Михалкова»

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям С.В. Михалкова (рисунки)

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

Февраль

«Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество К.И. Чуковского» «Подари книгу детям»

Художественное творчество совместно с родителями по произведениям  К.И Чуковского (рисунки)

Заочная консультация

Акция

Выставка совместных работ родителей с детьми

Март

Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество В.Д.Берестова». «Читают ли родители детям книги?»

Анкетирование

Выставка семейных работ.

Апрель

Рекомендации "Произведения В.Ю. Драгунского в вашем доме"

Консультация "Как научить ребенка слушать?"

Выставка рисунков:"Любимые герои из произведений В.Ю. Драгунского"

Анкетирование

Консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми

Май

Выставка иллюстраций к произведениям Н. Носова.

Консультация «Как научить ребенка любить книги».

Анкетирование «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

Заочная консультация

Выставка совместных работ родителей с детьми (рисунки)

3 этап – Заключительный 

Продукт проектной деятельности - Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.

2.Ушакова О.С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера 2003г.

3.Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013 детей дошкольного возраста:

4.Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи  Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Путешествие в сказку «Три поросенка»» вторая младшая – средняя группа для детей с нарушениями зрения

Тип проекта:Познавательно-речевой.Участники проекта:Дети 2 младшей – средней группы, родители, воспитатели, учитель - дефектолог.Время реализации:Краткосрочный с 17.12.2018 по 21.12.20...

Проект к 23 февраля в детском саду в средней группе

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата наши...

Проект по театральной деятельности в детском саду в средней группе. «Театр и мы»

Театрализованная деятельность- это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, ...

Конспект НОД "Знакомство с творчеством детского писателя Виталия Бианки" для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с миром природы через творчество писателя - природоведа Виталия Бианки....