Развитие речевого дыхания, игры и упражнения
статья по развитию речи (старшая группа)

Квашенникова Виктория Андреевна

Статья по теме: "Развитие речевого дыхания, игры и упражнения". Картотека игр и упражнений для формирования плавного ротового 

выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_igry_i_uprazhneniya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Квашенникова Виктория Андреевна

учитель-логопед,

МАОУ Д/С №80, Тольятти, Самарская область

Развитие речевого дыхания, игры и упражнения

Дыхание играет важную роль в формировании звучащей речи. Как правильно дышать при произнесении слов, сильно влияет на способность ребенка говорить: на правильность произношения звуков, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонацию речи. Поэтому, развитие речевого дыхания является важным аспектом в обучении детей говорению. Кроме того, дыхание также влияет на наше здоровье и благополучие. Глубокое дыхание помогает расслабиться и снять стресс, а правильное дыхание при физических упражнениях улучшает выносливость и физическую форму. Поэтому, важно уделить внимание дыханию и научиться правильно дышать, чтобы улучшить речь и здоровье в целом.

Упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, встречаются во всех логопедических занятиях. Это происходит потому, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время произнесения слов является очень важным навыком. Звуки, которые мы произносим, являются результатом движения потока воздуха, который выдыхают наши легкие. Качество нашей речи зависит от того, насколько правильно мы производим вдох и выдох. Кроме упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, логопедические занятия могут включать в себя также упражнения на артикуляцию, интонацию, голосовое дыхание и другие аспекты речи. Логопедические занятия помогают детям с различными речевыми нарушениями, такими как заикание, дислексия, дизартрия и другие, улучшить свою речь и коммуникационные навыки.

Дети определенного возраста характеризуются количеством слов на один выдох. Например, 2-3 слова считаются нормальными для 2-3-летних детей, а 5-7слов - для 6-7-летних.

При определении уровня развития речи логопеды уделяют большое внимание тому, как ребенок дышит во время речи, как и когда возникают паузы, что происходит с вдохами и выдохами.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

- короткий вдох через нос;

- короткий вдох через нос и плавный выдох через рот;

- при выдохе выдыхайте до конца;

- после каждого выдоха делайте паузу (2-3 секунды).

Это очень важный момент. Ведь только научившись правильно дышать, ребенок сможет полностью овладеть своим голосом.

По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, при физиологическом акте речи напрягаются мышцы гортани, а также мышцы живота и легких, грудная клетка выдвигается вперед. Интенсивность звука регулируется напряжением дыхательных мышц.

Когда начинается произношение, делается короткий глубокий вдох, за которым следует короткая пауза перед выдохом слов. Физиологическое дыхание осуществляется через нос, в то время как речевое дыхание осуществляется через рот и нос. Поэтому цикл речевого дыхания длиннее физиологического.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется языковым построением и делением фраз на смысловые единицы. Вдыхание воздуха для продолжения фразы является рефлексивным процессом, и ребенок внутренне полагается на конечный смысл своего высказывания.

Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание - это спонтанный рефлекторный процесс. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).

Картотека игр и упражнений для формирования плавного ротового выдоха

Название игры/упражнение

Выполнение

1. «Ветер»

Нарежьте полоски длиной 15-20см. Обвяжите их небольшой веревкой. Получается что-то, вроде дерева. Когда дует ветер, листья шевелятся. Сделайте глубокий вдох, выдохните и подуйте на полоски бумаги.

2. Игра «Одуванчик»

Игра довольно простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Просто дуем на одуванчик.

3. Игра «Футбол»

Скатываем из ваты или бумаги два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

4. Игра «Воздушный шарик»

Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

5. Игра «Летающее перо»

Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

6. «Музыкальная бутылочка»

Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не больше 10 см.

Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

7. «Карандаш катится»

Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

8. «Буря в стакане»

Заранее готовим мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка.

Очень полезной может быть игра на таких инструментах, как губные гармошки и дудочки. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.

К другим видам деятельности относятся игры с мыльными пузырями (которые можно купить или сделать самим) и воздушными шарами. Смысл этих игр в целом схож: они учат длинным, плавным выдохам (что укрепляет мышцы губ). Шарики можно надувать, а можно играть с уже надутыми шариками, подбрасывая их вверх и дуя на них снизу, чтобы они не выпали. Можно также устроить соревнование: вы дуете на шарик, а ребенок дует на него.

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. 2004. Методика развития речевого дыхания у

дошкольников с нарушениями речи. М.

2. Козляинова И.П., Чарели Э.М. 1989. Речевой голос и его воспитание. М.

3. Сабурова Т.А. 2010. Дыхательные упражнения в игровой форме // Логопед. - № 2 стр. 18-20

4. Семенова Н. 2002. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

Пособия для мелкой моторики, игры для развития речевого дыхания, игры по сенсорике.

—У детей  отмечается положительная динамика в развитии речи и в развитии мелкой моторики .—Значительно развились такие качества как внимание и память....

Речевое дыхание. Игры и упражнения.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможе...