Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи

Каманова Светлана Владимировна

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Занятие подготовительного периода

Тема: «Игрушки»

Цель: формирование словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода

Задачи:

- преодолевать речевой  негативизм, вызывать желание говорить;

- формировать умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции;

- уточнять  и обогащать словарь по теме «Игрушки»;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание и голос;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: игровая мотивация – «Петрушка»; ситуация общения;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, активного и пассивного словаря, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи (лего) и действия-картинки); игрушки (Петрушка, кукла, юла, пирамидка, матрешка, машина, неваляшка, мяч); картинки по теме, мешочек (непрозрачный пакет).

Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

О.Е. Громова «Формирование начального детского лексикона» Практикум: Издательство: Просвещение,  2009 – 157 с. (Серия «Портфель логопеда»)

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Д: «Садись на стул, за стол!».

У-Д:  «Как тебя зовут?», «Я – Света».

У-Д:  «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Д:  «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

У-Д: «Посмотри! Кто к нам пришел? К нам в гости пришел Петрушка!». (Показываю Петрушку). «Поздоровайся с ним!»

Петрушка «здоровается» за руку с   ребенком.

У-Д: «Знаешь, что сказал Петрушка? Он сказал, что хочет поиграть в бубен. Сейчас Петрушка будет ударять в бубен,  как только услышишь звуки  - хлопай. Раньше времени это делать нельзя. (Я становлюсь за спиной ребенка на таком расстоянии, чтобы он, обернувшись, мог увидеть Петрушку. Ударяю в бубен и быстро достаю из-за спины игрушку. Петрушка хвалит ребенка,  кланяется и снова прячется).

У-Д: «Посмотри, какое  у меня перышко. Давай на него подуем. Повтори».  (Я привлекаю внимание ребенка и сдуваю перышко с руки)

У-Д: (Я ставлю на стол мешочек, в котором находятся игрушки).

«Посмотри, Петрушка принес целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть». (Петрушка  «достает» одну из игрушек (например, юлу) и «показывает» ее ребенку:

«Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поет, падает на бочок». «Повтори». (Аналогично рассматриваются другие игрушки).

У-Д: «Посмотри, сколько у нас игрушек». (Показываю на игрушки).

«Это мишка. Он рычит – О-о-о. Повтори».

(Те же инструкции  с другими игрушками:

И-и-и – ржет лошадка,

Пи-пи-пи – пищит цыпленок,

Бум-бум – гремит барабан,

Оп-оп-оп – прыгает мячик,

Бах упали кубики и др.)

У-Д: «Повторяй за мной».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет.

Веселит своих зайчат.

(Пальчики  сжимаю в кулачок. Выставляю вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелю в стороны и вперед).

У-Д: «Выполни задание».

(Я предлагаю ребенку  выполнить задание типа: «покачай куклу», «положи спать неваляшку», «брось мне мяч» и т.п.).

У-Д: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение (лего) и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой и физической подсказками.

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   сосредотачивает взгляд на Петрушке и протягивает ему руку.

Ребенок хлопает при звуке бубна.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Правильно реагирует на инструкции и выполняет их.

Получает еще один жетон.

Ребенок выполняет задание по подражанию и инструкции «Повтори!».

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок  смотрит на игрушку, повторяет за дефектологом звукоподражания.

Получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Действует по подражанию: сжимает  кулачок,  выставляет вверх указательный и средний пальцы,  Ими шевелит в стороны и вперед.

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок выполняет поручение и получает жетон.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию ЭМП в группе компенсирующей направленности второго года обучения

Организованная образовательная деятельностьпо формированию ЭМП                                      ...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Подвиг земляков в Великой Отечественной войне»

Воспитание патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми подвигами наших земляков героев Великой Отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Путешествие в страну «Здоровье»

Цель: Воспитание у детей интереса к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности. Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.Задачи:1. Развивать внима...

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Математическая сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет«Математическая сказка»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...