Консультация для родителей: Особенности речевого развития детей 5 – 6 лет.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Гутова Лейсан Гамилевна

Развитие речи детей этого возраста имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele_6.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Особенности речевого развития детей 5 – 6 лет.

Развитие речи детей этого возраста имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребѐнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь. Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3 – 4 месяца до поступления в первый класс.

Интенсивные занятия может и дадут кратковременное преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперед потеряет свое значение уже к середине первого учебного года, если у ребенка неразвита речь. Между тем за два года до школы еще многое можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.

Какие же особенности речевого развития ребенка 5 – 6 лет в норме? Звукопроизношение. Речевой аппарат ребѐнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нѐбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно, но может встречаться искажение, замена или отсутствие звука звуков [л] и [р]. Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих.

У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5 – 6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет. Слоговая структура слова. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена слогов и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия). Словарь.

В возрасте 5 – 6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000 – 4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий (например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы). Они владеют огромным диапазоном понятий, причѐм их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечѐнные вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и 2 взаимоотношениях людей. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних – это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов. Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевѐртыши и загадки. Грамматический строй речи. На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Ребенок почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моѐ, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.). У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений.

При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Если пятилетнему ребѐнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развѐрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространѐннее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы (например, медвежонков и слонѐнков, карандашов, стеклов).

Дети проявляют огромный интерес к различным словесным играм:

• испорченный телефон;

 • как назвать по-другому (на подбор синонимов);

• скажи наоборот (поиск антонимов);

• что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);

• узнай предмет по описанию;

• закончи фразу.

 Речь ребѐнка не будет грамматически правильной, если взрослые в ближайшем окружении не становятся для него примером образцового произношения. Если они неправильно произносят слова, неверно ставят ударения, злоупотребляют ненормативной лексикой, то и ребѐнок будет делать так же. Связная речь. Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Еѐ диапазон очень широк – от развѐрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребѐнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.  Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития.

С 5 лет ребенок начинает овладевать этой формой сообщения, рассказывая о пережитом и увиденном. Подготовка к обучению грамоте Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму, путѐм всесторонней работы со звуками. Как мы уже отметили, речь детей 5 – 6 лет максимально приближена к речи взрослых, правда с некоторыми недостатками. Как же понять, какие несовершенства высказываний относятся к вариантам нормы, а какие сигнализируют о том, что с речевым развитием ребенка есть проблемы?

Первое, на что нужно обратить внимание, насколько речь ребенка понятна. Признаки неразвитой речи:

 его не всегда могут понять посторонние люди;

 он говорит невнятно;

 из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться.

Например, числом и родом имѐн существительных, падежами, числом и лицом глаголов;

 словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаѐт от сверстников;

 фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;

  неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.

Наблюдая вышеперечисленные признаки, необходимо обязательно обратиться к специалисту для консультации. Но что родители, которые хотят развивать речь своего ребенка 5 – 6 лет, могут сделать самостоятельно? Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются неско...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...