конспект занятия по речевому развитию "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Нина Михайловна

Занятие по речевому развитию для детей старшего возраста. Составление рассказов из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi._vesna.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Титова Нина Михайловна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

 Г. Нижнекамск РТ

Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Весна».

Категория детей: старшая группа.

Вид: составление рассказов из личного опыта.

Программные задачи: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по теме, предложенной воспитателем. Развивать умение рассказывать логично и последовательно, выражать мысль грамматически правильно, точно. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными. Закрепить знания о временах года, названиях весенних месяцев. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать внимание, память.

                        Воспитывать умение слушать рассказ товарища.

Материал, оборудование: картины о весне, предметные картинки с приметами весны; игрушка медведя, обезьянки, аудиозапись со звуками природы.

Словарная работа: весна, март, апрель, май, оттепель, сосульки, капель, лужи, проталины, ручьи, льдины, ледоход, гнезда, птицы, почки, трава, листочки, теплая, холодная, длиннее, короче, перелетные, быстрые, нежные, тепло, наступила, пригревает, звенят, распускаются, греет, светит, вьют, потемнел, осел, просыпаются.

Подготовка к занятию: подбор дидактического, иллюстративного, речевого материала, художественного слова, составление конспекта.

Предварительная работа: рассматривание картин Н.М.Ромадина «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели»; чтение художественной произведений о весне.

Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическое упражнение, вопросы, беседа художественное слово, фонепедические упражнение, пальчиковая игра, упражнение на координацию речи и движения.

Организация детей: дети сидят на стульчиках полукругом.

Структура занятия:

1ч. Игровой момент. Пальчиковая игра «Две мартышки».

2ч. Беседа. Фонопедическое упражнение «Весна».

3ч. Дидактические упражнения: «Подбери слово», «Произнеси ласково».

4ч.Физминутка «Капель».

5ч. Составление рассказов на тему «Весна».

Ход занятия:

Логопед:

- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю. Жила была одна обезьянка. Звали ее Зина. Было у нее много друзей, с которыми она любила играть.

Пальчиковая игра «Две мартышки»:

Две мартышки, слов не тратя,             Дети показывают указательный и               средний пальцы на руке, делают  руками,  раздвинув пальцы, мартышкины уши.                            

Раз подрались на кровати.                  Боксируют кулаками.

Друг из друга в этой схватке              Стучат кулаками друг о друга.

Вышибли ума остатки.                         Легонько стучат кулаком по лбу.

Врач пришел,

Уселся в кресле

И сказал мартышкам: «Если                  Грозят пальцем.

Драться будете, мартышки-

     Выгоню из этой книжки!»                      Показывают указательным пальцем

                                                                      на дверь.

Логопед:

- Поссорилась обезьянка Зина со своими друзьями и решила она путешествовать по свету. И вот добралась она и до нас. (вноситься игрушка обезьянки). Давайте, ребята, поздороваемся с ней.

        Много интересного увидела Зина, пока путешествовала. Очень ее удивила наша природа. Увидела она, что снег местами лежит на земле, деревья голые, люди ходя в куртках, плащах. И подумала она, что зима наступает, ведь она живет в теплой стране и зимы никогда не видела. Ребята, правильно решила Зина? Какое сейчас время года? Какое время года было до весны? А что наступит после весны? Какие весенние месяца вы знаете? Какой месяц идет сейчас? Какие приметы весны вы знаете?

Фонопедическое упражнение                                                          

по стихотворению «Весна» С.Данилова:

Тики-таки! Чок-чок!                            Дети проговаривают словосочетания

Чей стрекочет каблучок?                    «Динь-динь» и «Кап-кап» по нисходя-

Это звонкая капель!                            щей звуковой линии.

Это март или апрель?

Тикт-таки!Чол-чол!                             Произносят «Чап-чап», поочередно

Кто там по снегу прошел?                  Ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел!

Тики-таки! Чоли-чек!                            Подражают щебету птиц.

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна!

Тики-таки! чиви-чок!                           Произносят «бл-л-л…», быстро

Голубеет ручеек!                                  работая кончиком языка.

Вдаль уносит, чир-лили,

Самоделки-корабли!

Логопед:

-Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем в игру «Подбери слова».

- Снег весной какой? (мокрый, осевший, потемневший, серый, сырой, т.д.).

- Трава какая? (молодая, нежная, зеленая, т.д.).

- Небо какое? (голубое, яркое, чистое, пасмурное, облачное, т.д.).

- Какое солнце? (яркое, лучистое, нежное, теплое, т.д.).

- Что делает ручей (бежит, журчит, течет, звенит, т.д.).

- Сосульки под солнцем … (тают, капают, плачут, т.д.).

- Весной на реке лед… (тает, трещит, ломается, т.д.).

- На деревьях почки…(набухают, лопаются).

Логопед:

- А сейчас я буду называть слова, а вы измените слово так, чтобы оно звучало ласково.

- Солнце – солнышко, трава – травушка, облако – облачко, проталина – проталинка, лучи –лучики, ручьи –ручейки, листья – листочки, т.д.

Физминутка «Капель»:

«Кап-кап-кап», – капель звенит,                      Ритмично хлопают в ладоши.

Словно с нами говорит.                                    Хлопают ладонями по ногам.

Плачут от тепла сосульки.                               Собирают «слезы» в ладошку.

И на крышах талый снег.                                 Гладят себя по голове.

Много солнечного света                                  Разводят руками.

Принесла весна для всех                                  Смотрят влево-вправо.

 Логопед:

- А сейчас я вам предлагаю подумать и составить рассказ на тему «Весна». Ваш рассказ должен начинаться со слов «Я люблю весну, потому что…»

Включается запись со звуками природы. Несколько детей озвучивают свои рассказы.

Анализ занятия. Итог. Обезьянка благодарит детей за интересные рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"

В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт",  закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....