Методическая разработка «Мульттерапия, как средство развития коммуникативной сферы дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно-развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень коммуникативности, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.

Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми. Следовательно, развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие выделяется как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.   Согласно  ФГОС социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [8, п.2.6].

Многие исследования показывают, что от степени сформированности коммуникативной компетентности дошкольников зависит психическое здоровье ребенка. Также это оказывает влияние практически на все аспекты деятельности. Именно от сформированности коммуникативной компетентности, в первую очередь, зависит соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального образования. Коммуникация – это наиважнейшее направление в социальном и личностном развитии любого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mult.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28»

Методическая разработка

«Мульттерапия, как средство развития коммуникативной сферы дошкольников»

Подготовил педагог-психолог:

 Полесовщикова Н.А.

Усолье-Сибирское

2023 г.

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно-развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень коммуникативности, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.

Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми. Следовательно, развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие выделяется как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.   Согласно  ФГОС социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [8, п.2.6].

Многие исследования показывают, что от степени сформированности коммуникативной компетентности дошкольников зависит психическое здоровье ребенка. Также это оказывает влияние практически на все аспекты деятельности. Именно от сформированности коммуникативной компетентности, в первую очередь, зависит соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального образования. Коммуникация – это наиважнейшее направление в социальном и личностном развитии любого ребенка.

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, опыт работы специалистов, психологов в качестве средства формирования коммуникативных навыков дошкольников нами была выбрана мульттерапия.

Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиваться, учит общаться со сверстниками и с взрослыми. Этот инновационный метод основан на совместной работе детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм [6, с. 16].

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников [2, с. 58]. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, также как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться [3, с. 42].

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью [1, с. 67].

Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. И.В. Шаповаленко выделяет основные направления речевого развития: - расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи; - появление феномена детского словотворчества, которое служит формированию когнитивных и языковых структур; - уменьшение эгоцентризма в детской речи; - развитие фонематического слуха; - развитие функций речи [9, с. 92].

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными способностями, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение. Поэтому, именно сформированная коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Следует подчеркнуть, что целенаправленное развитие коммуникативных способностей детей может происходить в их повседневной деятельности, при помощи дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр. Кроме того, коммуникативными умениями ребенок овладевает, общаясь с взрослыми и сверстниками [5, с. 53].

Таким образом, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга формы общения детей со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Возрастает отдаленность общения от других типов взаимодействия дошкольника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздействиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен сознательно управлять своим коммуникативным поведением, что характеризуется: заинтересованным, положительным отношением к приобретаемым способностям; практическим, творческим применением коммуникативных действий в общении.

 Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Часто дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) всё это входит в коммуникативную компетентность. Она не возникает на пустом месте, а формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Ведь общение – обязательный атрибут развития любой человеческой личности [4, с. 146].

У детей дошкольного возраста опыт общения небольшой. Тем не менее, проявляется он у всех и по-разному. 

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности. Учитывая необходимость разработки и внедрения в практику эффективных форм работы с детьми, можем предложить в качестве одного из наиболее адекватных и оптимальных инновационных инструментов реабилитации, воспитания, развития и творческой инициации российских детей в XXI веке – анимационное творчество, или как метод – мульттерапию. Преимуществами метода являются его новизна, универсальность, доступность, привлекательность.

Мульттерапия – одно из новых направлений в развивающей работе с детьми, это эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка [6, с 6].

Мультипликация – это коллективное творчество, восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное состояние, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. Мультипликация, как вид детского современного искусства, очень актуален. Любой вид искусства является сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического [6, с. 9].

Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:

- плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;

- фиксирование и учёт пожеланий детей;

- добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;

- грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Это замечательно представлено и доказано в трудах таких психологов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др. Мультипликация, как ни один вид искусства, не была так близка к игре. Интерес детей к мультфильмам безграничен. Это можно объяснить образностью, предметностью, метафоричностью, символичностью данного вида искусства, где имеет место быть связь образа, слова и символа, ролевая яркость, увлеченность [7, с. 2].

Включение в занятия мультипликационных фильмов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей. Детям нравятся мультфильмы, так как это их возрастная особенность. Используя фрагменты мультфильмов на определенном этапе занятия, мы совмещаем интересное с полезным.

Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до воспитанников. Многие мультфильмы оказывают положительное влияние на психику детей. Они показывают примеры дружбы и доброты, не раздражают и не возбуждают детскую психику. В дошкольном возрасте дети очень часто копируют любимых персонажей, и таким образом проявляют дружелюбие, общительность, желание заводить всё больше новых друзей. С помощью мультфильмов ребенок учится анализировать хорошие и плохие поступки, узнает новое и интересное для себя, учится дружить и общаться. Существует много мультфильмов, которые учат детей находить друзей, уступать слабым, находить компромиссы, любить окружающий мир.  Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия [7, с. 13].

Но для того чтобы с помощью мультфильмов воспитать в детях дружелюбие и коммуникативные навыки, необходимо:

- очень тщательно относиться к тому, сколько времени проводит за просмотром мультфильмов ребенок. Оптимальная продолжительность просмотра — 30 минут;

- важно следить за тем, что смотрит ребенок. Необходимо тщательно изучить просматриваемые ребенком мультфильмы. Они не должны содержать сцен насилия, жестокости и агрессии. Мультфильмы должны нести исключительно добрый сюжет. Чаще это русские и советские мультфильмы;

- после просмотра мультипликации необходимо поговорить с ребенком о том, что он увидел, какие впечатления получил. Необходимо вместе с ребенком анализировать просмотренный мультфильм, выяснить, что в нем хорошего, а что плохого, с кого из героев стоит брать пример, а с кого нет.

Детство характеризуется периодом, когда активно развивается личность человека. Ребенок быстро растет, при этом необходимо, чтобы его развитие было всесторонним и реализующим интеллектуальную и эмоциональную, духовную и физическую, ассоциативную и художественную формы становления личности. Приобщение ребенка к созданию мультфильма позволяет находить решение широкому кругу задач.

Искусство анимации выступает как совокупность разнообразных видов деятельности, формирующих всестороннюю и гармонично развитую личность.

Анимация – удивительный инструмент, который дает возможность раскрыть творческие способности ребенка, помочь в преодолении страхов и приобретении уверенности в своих силах. Через совместное создание мультфильмов дети понимают и оживляют свои представления о мире, о дружбе, научаются взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, приобретают умения видеть необычное в простых вещах и событиях.

Мульттерапия аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития старших дошкольников. Развивающие мероприятия по мульттерапии имеют бесспорные преимущества. Во-первых, этот метод решает вопрос мотивации детей. Мультипликация с ранних лет становится для детей входной дверью в мир искусства, ценностей, символов, сегодня уже все значительнее убирая на второй план литературу, и даже игру. Создавая мультфильм, получая результаты деятельности, поднимают самосознание ребенка, его значимость. Даже отрицательные герои мультфильмов, имеют детские черты и поэтому не вызывают абсолютного негатива, а наоборот – им сопереживают. Мультфильмы, обычно, заканчиваются на позитивной ноте. Они формируют положительный эмоциональный настрой. Важно здесь то, что ребенку не говорится, как нужно делать, а повышают его личную инициативу и фантазию [7, с. 18].

Задача педагога – суметь обратить идеи ребенка в русло создания позитивного продукта. Здесь нет ничего неверного, превалирует принцип безоценочного принятия всего того, что идет от ребенка. Главная изюминка мульттерапии – это оживление персонажей мультфильма. Олицетворение свойственно детскому разуму, но всегда видится ребенком как волшебство и порождает искреннее восхищение у детей, и взрослых, делающих первые штрихи в анимации.

Значимой психологической ценностью мульттерапии является работа в коллективе. У каждого ребенка своя роль: у кого режиссер, у кого сценарист, у кого художник и актер озвучивания, у кого композитор, у кого оператор и монтажер. Это все, как в большом коллективе, который работает на результат. Простая жизнь, где от стараний одного зависит общее благополучие. И ребенок начинает воспринимать себя как человек, от которого зависит то, что получится в целом.

По сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:

- решает проблему мотивации детей. Мультфильмы интересны всем детям. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающих первые шаги в анимации;

- включает в себя занятия различными видами творческой деятельности – художественной, литературной, музыкальной, занятия актёрским мастерством, на которых детям предоставляется возможность познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, не ограничивать себя в выборе чего-то одного;

- отличается достаточно быстрым получением готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Создание мультфильма – является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как инициативность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д. [6, с. 15].

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия. Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.

Одним из средств развития коммуникативных навыков ребенка является мульттерапия. Через совместное создание мультфильмов дети понимают и оживляют свои представления о мире, о дружбе, научаются взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, приобретают умения видеть необычное в простых вещах и событиях.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Этапы работы над мультфильмом:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. Согласно намеченного календарно-тематического плана нами было проведено вводное занятие, которое включает инструктаж по правилам поведения и техники безопасности на занятиях. Далее, мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. В ходе беседы дети делились своими впечатлениями о том, какие мультики они смотрели недавно. Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы и их героев, ими оказались: «Человек – паук», «Трансформеры», «Смешарики», «Фиксики». На вопрос - А вы знаете, наши мультфильмы? Артем Д. ответил: «Да, мой любимый мультфильм – «Почтальон Печкин», Юля К. – «Малыш и Карлсон», вспомнили такие мультфильмы как: «Ну, погоди!», «Вовка в Тридевятом царстве», «Чебурашка и крокодил Гена» и многие другие. В ходе беседы выяснили, что мультипликационные герои – не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор, аниматор, художник, оператор, актер, композитор.

 На вопрос: «Вы знаете, как создаются мультфильмы?», - многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет». Тогда ребятам было предложено узнать, как создается мультфильм. Также в беседе был задан ещё один вопрос: «А мы сможем сами нарисовать мультфильм?». Дети: «Рисовать мультик? А как нарисовать мультик? Я не умею». Провели занятия, где объяснили и показали, как нарисовать мультфильм. После этого нами была организована выставка детских рисунков «Мой любимый герой».

Предварительная подготовительная работа была связана с отбором мультипликационного материала, определение сюжетной линии, главных и второстепенных героев, взаимодействия между ними, подборе материала (коммуникативных игр) для занятий. Внимание детей старались акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребенку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.

Знакомство с мультипликационной лентой. Мы провели беседу, где сообщили детям название мультфильма, подготовили к его восприятию и пониманию. Дети смотрели мультфильм, затем проходил разбор содержания мультфильма по нашим вопросам. Дети проговаривали основную сюжетную линию мультфильма и выполняли сюжетные рисунки по следам впечатлений. Главное условие: на рисунке обязательно должен присутствовать хотя бы один главный герой. Воспитанникам предоставлялась максимальная свобода, мы оказывали помощь организационного характера (выбор сюжета, напоминание способа взаимодействия героев, предлагали в качестве наглядности схемы поэтапного рисования живых и неживых объектов). Но иногда наша помощь была просто необходима: в индивидуальном порядке проговаривали выбранный сюжет, еще раз вспоминали его героев и место действия.

На материале мультфильмов шла работа по формированию коммуникативных  навыков с использованием подобранных нами словесных, подвижных игр с правилами и дидактических игр.

На начальных этапах работы имели место трудности, связанные с недостаточностью развития активного восприятия: дети не могли решить, что именно они хотят нарисовать либо отказывались рисовать по причине «неумения» (а точнее, страха нарисовать неправильно, непохоже), затруднялись в определении героев (рисовали предметы окружения, но не персонажей мультфильма), с трудом описывали собственный рисунок, не могли передать содержание сюжета. На первых рисунках детей не было главных героев или  их действия следовало дополнительно объяснять и даже додумывать.

На этом этапе велась работа по формированию положительного отношения к ситуации занятия со сверстниками, старались увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а партнеров по игре, товарищей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являлись совместные коммуникативные игры, в которых дети действовали одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создавали особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияло на развитие общения детей.

С приобретением опыта анализа мультипликационного произведения детям стало легче даваться соотнесение зрительного образа с графическим объектом, появился интерес к работе, способность к передаче последовательности событий. Дети начали объяснять причины и последствия поступков героев, пытаться переносить сказочные сюжеты в повседневную жизнь («Могла бы произойти такая же история в нашем детском саду?»).

На основном этапе мы познакомились с творчеством И. Сурикова. Выучили отрывок из стихотворения «Детство», и поставили мультфильм. Дети раскрашивали персонажей или вырезали их. Рисовали фон, деревья, солнышко и т.п. Когда все было готово, мы приступили к покадровым съемкам. В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Использование этих технологий в воспитательной работе оказало положительное влияние на коммуникативную деятельность дошкольников.  Дети лучше усваивали социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развивались коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учились договариваться, обсуждать тему, высказывать свое мнение, при этом повышалась самооценка и уверенность в себе. Для сборки кадров в мультик мы взяли самую простую доступную и бесплатную компьютерную программу  «Мастер слайд-шоу». Также в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали озвучку, используя диктофон. Записали так: заранее выучили отрывок из стихотворения И. Суриковая «Детство», и каждый ребенок произносил строчку из стихотворения на диктофон.

Результат наших работ был представлен на мероприятии «Мультфильм для родителей». Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.

Мы сделали для себя очень важное умозаключение, что главное в детской анимации – не результат, а процесс, в котором дети получают уверенность в собственных силах, возможность самовыражения, приобщения к работе в команде как со своими сверстниками, так и с взрослыми. Ребенок при этом чувствует собственную значимость, полезность, у него появляется вера в собственные силы и в собственный успех.

Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие.  И каждый ребенок понимает его значимость в процессе создаваемого мультфильма.

Список использованной литературы

1. Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Способности и склонности. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. канд. психол. наук / А.А. Кидрон. – Л.: 1981. – 235 с.

3. Кравцова Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – 156 с.

4. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников / Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1995. – 263 с.

5. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2009. – 145 с.

6. Мульттерапия – современная педагогическая технология. Интернет ресурс. – http://cdksatka.ru/pages/multerap/

7. Мульттерапия. Интернет ресурс. – http://multtherapy.ru/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", 2013. – 16 с.

9. Шаповаленко И.В., Широкова Г. А. Дети и взрослые. – М.: Эдэлника, 2002. – 22 с.

Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников 

 

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;

- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал";

- дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а)", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

- барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

- барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

- для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";

- для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

- предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Памятка для родителей

 

Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

·         Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

·         Будьте терпеливы.

·         Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

·         Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

·         Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

·         Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

·         Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

·         Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»

·         Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

·         Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

·         Поощряйте любопытство.

·         Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ  ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ!!!

 

Рекомендации педагогам

 

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

- обращайтесь по имени;

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

Проанализируйте свое поведение:

- всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

- не возникает ли желание его перебить?

- не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

- проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

- постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

- как часто вы улыбаетесь детям;

- способны ли вы смеяться вместе с детьми;

- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

- чаще анализируйте собственную деятельность;

- стремитесь ставить себя на место ребенка;

- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

- ясно и понятно излагать доводы детям;

- проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку.

Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

- требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

- оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");

- возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");

- предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");

- вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему.

Используйте следующие приемы:

- предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

- ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

- разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

- непонимание психологической ситуации, настроения детей;

- недостаточная саморегуляция;

- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;

- механическое копирование стиля общения коллег.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"

Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...

Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....

Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы:Экологическое образование человека начинается с детства. Стихи...

Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы: Экологическое образование человека начинается с детства....

Методическая разработка «Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»

Методическая разработка«Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»    В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дош...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы" 9.12.2021 г

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников  логопедической группы"...

Методическая разработка: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»

Методическая  разработка:«Мнемотехника  как средство развития связной речи дошкольников» Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающи...