Конспект занятия по речевому развитию "Грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Косаченко Элеонора Константиновна
  • Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Грибы»;
  • Продолжать развивать грамматический строй речи: упражнять в изменении прилагательных по родам; согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие и языковое чутье;
  • Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_griby.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

в соответствии с ФГОС ДО

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему «Грибы»

(с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)

Автор:

Косаченко Элеонора Константиновна

воспитатель ГБДОУ д/с №73

(высшая квалификационная категория)

Санкт-Петербург

2023

Конспект занятия по речевому развитию

«Грибы»

(с использование ТРИЗ  и здоровьесберегающих технологий)

Автор- разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна,  воспитатель ГБДОУ детский сад №73 Приморского района Санкт –Петербурга

Возрастная адресованность: обучающиеся старшей группы компенсирующей направленности

Длительность мероприятия: 25 минут

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  «Грибы».    

Педагогический замысел:

  • Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Грибы»;
  • Продолжать развивать грамматический строй речи: упражнять в изменении прилагательных по родам; согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие и языковое чутье;
  • Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением

Материально-техническое обеспечение: Картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Листы с наложенными силуэтами грибов. Мяч. Карандаши. Веселые и грустные грибы. Лукошко.

Предварительная работа: Беседы о грибах. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций грибов. Раскраски, штриховки. Речевые игры.

Примерный ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, сегодня, я вам предлагаю отправиться на лесную полянку! А поедем мы с вами на поезде!» (Дети встают друг за другом, двигаясь по кругу.)

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«У-у-у…»

  1. Вводная часть

Воспитатель: «Вот мы и прибыли на лесную полянку! Посмотрите, как здесь красиво! А какое у нас сейчас время года?» (Ответы детей)

Воспитатель: « Осень, верно! А как вы определили, что у нас сейчас осень? Назовите мне признаки осени?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку:

«И на горке, и под горкой

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят?»» (Ответы детей)

II. Основная часть

Воспитатель: «Правильно, это грибы. А вы знаете, как называют человека, который собирает грибы?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Сегодня вы у нас станете грибниками! Но для начала, давайте вспомним, какие грибы у нас бывают!

Воспитатель: «Посмотрите на этот гриб (Боровик). Как называется этот гриб, кто знает?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, это боровик, а ещё его называют белый гриб. Белым его называют потому, что после срезания и при любых способах обработки (сушке, варении, жаренье) мякоть его остается белой. Он растет в лесах, на открытых полянах. А как называется этот гриб (Подосиновик)?» (Ответы детей)

Воспитатель: «А почему он называется подосиновиком?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Его так называют, потому что он растет под деревом, которое называется осина.»

Воспитатель: «А как называются эти грибы? (Лисички)» (Ответы детей)  Воспитатель: «Лисички растут в лесах в траве или во мху. А как называется этот гриб (Подберезовик)?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Почему его так называют? (Ответы детей)  

Воспитатель: «Называют его так, потому что он растет под березой. А как, называется этот гриб (Сыроежка).» (Ответы детей)  

Воспитатель: «Свое название он получил, потому что его можно есть практически сырым. Растет он также в лесу в траве.  А это что за грибы (Опята)? Где они растут?» (Ответы детей)  

Воспитатель: «Все эти грибы мы с вами можем есть и поэтому они называются съедобными, но у нас есть и ядовитые, несъедобные грибы. Какие вы помните ядовитые грибы? Воспитатель показывает картинки ядовитых грибов, а дети называют их названия.» (Ответы детей)  

Воспитатель: «Молодцы, вы правильно все назвали. И помните, их нельзя ни в коем случае есть, ведь в них содержится яд. Но некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

-А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать. Ребята, сколько звуков мы произносим,
когда кричим «АУ»? А какой первый звук, а второй?»
 (Ответы детей)  

Пальчиковая гимнастика (Самомассаж) «В лукошке»

«Смотрите все – моя ладошка (Погладить левую ладлшку подущечками пальцев правой руки)

Превращается в лукошко. (Сжать пальцы левой руки в кулачок)

В нем боровик лежит большой, (Разогнуть большой палец на левой руке и растереть его от кончиа к основанию)

Груздь рядом – в шапке с бахромой, (Разогнуть указательный палец и растереть его от кончиа к основанию)

Лисичка в центре в шляпке рыжей,  (Разогнуть средний палец и растереть его от кончиа к основанию)

За ней лежат сморчок и рыжик. (Разогнуть безымянный и мизинец и растереть их от кончиа к основанию)

А мухамор я не беру- (Показать «грибок»: левую руку сжать в кулачок; сверху на кулачок опускается немного округленная ладошка правой руки)

В лукошке места нет ему. (Левую руку повернуть ладошкой вверх. Погладить ее пальцами правой руки от основания к кончикам пальчев.)

 (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)»

Дидактическая игра «Найди грибок»
Перед детьми листы и изображение наложенных силуэтов грибов.

Воспитатель: «Ребята посмотрите перед вами лежат листы с изображением грибов. Рассмотрите их и назовите, какие грибы вы видите. «(Дети выполняют задания)

Воспитатель: «А теперь отгадайте загадку, ответ на загадку обведите и заштрихуйте вертикальной линией.

«Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые…»» (Ответы детей и выполнение задания)

Воспитатель: «А какими могут быть грибы?

Дидактическая игра «Какие грибы» 

Если грибы сварить, то они будут какие?... вареные

Если грибы пожарить, тогда они будут какие?...

Если засолить они будут какие?...

Если замариновать, то они будут какие?...

Если засушить, то они будут какие?...

Если грибы заморозить, то они будут какие?...» (Ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы,  а какие блюда из них можно приготовить?

Дидактическая игра «Образуй словечко»

Суп с грибами? (Какой?)…

Рагу с грибами (Какое?)….

Икра из грибов( Какая?)….

Начинка из грибов (Какая?)….

Пирог с грибами (Какой?)…

Запеканка из грибов (Какая?)….

Ассорти из грибов (Какое?)….

Жульен из грибов (Какой?)…

Подливка из грибов (Какая?)….

Салат с грибами (Какой?)…

Соус с грибами (Какой?)…

Осенью наступает пора, когда все собирают гербы (Какая?)….

Место где растут грибы (Какое?)….

Дождик, когда светит солнышко (Какой?)…

Физминутка «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. ( Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.

Воспитатель: «Ребята, а теперь поиграем в игру у меня есть, а вас нет!»

Дидактическая игра «Есть – нет» (Игра с мячом)

У меня есть грибы, а у меня нет….

У меня есть подберезовик, а у меня нет….

Подосиновик, волнушка, боровик, мухомор, лисичка, сыроежка, рыжик, масленок, опята, шампиньоны.
III. Заключительная часть
Воспитатель: «Умнички! О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие бывают грибы? Из каких частей состоит гриб? (Ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, а теперь посмотрите -  в нашем лесу выросли веселые и грустные грибы, если вам все понравилось, и было интересно - возьмите веселый гриб и положите в наше лукошко. Если было сложно и у вас, что - то не получалось, то возьмите грустный гриб.» (Дети выполняют задание)

Воспитатель: «На этом наше путешествие подошло к концу, за нами уже прибыл наш поезд, нам пора возвращаться в нашу группу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"

В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт",  закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....