Конспект "Игры и игровые упражнения в развитии детей раннего возраста".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Дронкина Ирина Игоревна

Овладение детьми речью как средством общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУГАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сообщение для воспитателей из опыта работы

«Игры и игровые упражнения в развитии детей раннего возраста».

 

Вторая группа раннего возраста

Воспитатель

Дронкина Ирина Игоревна

2022г.

Слайд 1: Сообщение из опыта работы: «Игры и игровые упражнения в развитии детей раннего возраста».

 

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Слайд 2: Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В своем сообщении я представляю опыт работы с детьми раннего возраста по программе «От звукоподражания к слову». Программа составлена на основе авторских программ:

- Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»;

- Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми от 2-3 лет». Методическое пособие;

- О. Новиковская «Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей»:

- О.С. Ушаковой «Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников».

Слайд 3: Цель рабочей программы: Овладение детьми речью как средством общения.

Задачи Программы:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • обогащать словарь детей;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь детей;
  • развивать слуховое восприятие;
  • формировать коммуникативные навыки у детей.

Данная Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. В нашем детском саду работа по данной Программе ведется с 2016 года с детьми раннего возраста.

Содержание Программы представлено перспективным планированием и включает в себя:

Слайд 4:

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй с опорой на наглядность и без опоры на наглядность; (фото с детьми)

Слайд 5: видеоролики с детьми

- игры-потешки;

- игры-заклички;

- звукоподражательные игры;

Слайд 6: фото с детьми 

- игры-занятия с сюжетными и предметными картинками;

- разгадывание загадок;

Слайд 7: видеоролики

- пальчиковые игры;

Слайд 8: фото

- дидактические игры и игровые упражнения;

- подвижные игры;

Слайд 9: видео

- игры-инсценировки;

- дыхательная гимнастика;

- продуктивная деятельность (рисование красками, пальчиками).

Как вы видите в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии: телевизор, видеоролики.

Слайд 10: Содержание Программы реализуется в таких видах деятельности ребенка:

  • Общение, которое организует педагог с детьми с целью обогащения словаря, формирования грамматически правильной речи.
  • Игровая деятельность ребёнка, которая носит нерасчлененный, синтаксический характер. поэтому в одной и той же игре решаются разные задачи:                                                                                                                                                -словарной работы;                                                                                                                            - воспитание звуковой культуры речи;                                                                                                                                   - формирования грамматических навыков;                                                                                        -развитие предпосылок для становления связной речи.
  • Самостоятельная деятельность детей. В удобном для детей месте размещаются дидактические и настольно-печатные игры, иллюстрированный материал. Играя, ребенок закрепляет полученные знания, у него формируются качества, необходимые для обучения в школе: самостоятельность, целенаправленность, произвольность поведения и др.
  • Занятия (познавательно-исследовательская деятельность). Для проведения занятий педагог использует УМК (учебно-методический комплект).

Слайд 11: Заключение

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Игра «Топаем – хлопаем»

Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:

Мы потопаем, как Мишка:                                                                                                        Топ-топ-топ-топ!

Мы похлопаем, как Мишка:                                                                                                        Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!                                                                                                   Лапы вверх мы поднимаем,                                                                                                                            На другие приседаем.                                                                                                Мы ногами топ-топ-топ                                                                                                                                          Мы ногами топ-топ-топ, (ходим по комнате и топаем)                                                                    А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем в ладоши)                                                                             Ай да малыши, ай да крепыши!                                                                                  По дорожке мы шагаем (топаем по комнате)                                                                                     И в ладошки ударяем. (хлопаем в ладоши)                                                                                                      Топ-топ, ножки, топ! (топаем на месте)                                                                                             Хлоп, хлоп, ручки, хлоп! (хлопаем)                                                                         Ай да малыши! (руки на пояс, кружимся)                                                                                         Ай да крепыши!

                  (А. Ануфриева)

Игра «Застучали ножки»

Застучали ножки (топаем ногами)                                                                                                            По ровненькой дорожке,                                                                                                                        Застучали много раз,                                                                                                                  Будет весело у нас. (хлопаем в ладоши)                                                                                       Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке)                                                         Только ручки не жалей,                                                                                                      Постучим мы кулачком                                                                                                                             И покружимся волчком! (кружимся)

Игра в сказку «Теремок».

Цель: Развитие творческих способностей у детей посредствам театрализованных игр.

Оборудование:

Маски героев сказки, книжка с текстом сказки, плоскостной театр (ковралин).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение сказки, показ настольного театра.

                              Ход игры.

В-ль. Ребята давайте сегодня поиграем в театр и покажем сказку «Теремок». А кто герои сказки? (ответы). Кто будет мышкой? Самостоятельное распределение ролей. А теперь надо построить теремок. Всё готово, начинаем наш спектакль.

В-ль. Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Вот по полю мышка бежит, увидела теремок  и стучит.

Слова героев.(все друг за другом).

В-ль.

Дружно жили не тужили

Печку в домике топили

Мишка домик развалил

Чуть друзей не раздавил

Звери плачут и грустят.

Медведь.

Друзья не переживайте давайте вместе построим новый теремок.

В-ль.

Стоит в поле теремок

Очень , очень он высок

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья.

Вот и сказки конец, а кто слушал и смотрел вам понравилось.

Игра «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.               (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.                    (руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер тише, тише, тише.             (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше
.           (встать, потянуться вверх)

Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит        (садимся на корточки и показываем на голове руками “заячьи ушки”)
И ушами шевелит                 (“шевелим” этими ушками)
Вот так, вот так он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть          
(встаем в полный рост)
Надо лапочки погреть         (хлопаем в ладошки)
Вот так, вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,         
(Начинаем прыгать на месте)
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так надо зайке поскакать
Зайку волк испугал,            
(Останавливаемся и изображаем испуг)
Серый зайчик убежал!       (Дети разбегаются кто куда)

Игра «Заинька»
(ребенок должен показывать то, о чем говорится)

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
Заинька, попляши    (делаем ручками вращательные движения – “фонарики”)
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза)
(подпрыгиваем на двух ногах).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись!  (2 раза)

Игра «Пельмени».
(ребенок должен проделывать “понарошку” те действия, о которых говорится в каждой строчке)

Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)

Игра «Жираф»

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)- (руками показать на себе “пятнышки”)
На лбу, (В достаточно быстром темпе дотронуться до той части тела, которую называют)
Ушах, На шее, На локтях,
Есть на носах, На животах,
Коленях И носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) – (руками на себе проводить “полосочки”)
На лбу, Ушах, На шее, На локтях,
Есть на носах, На животах,
Коленях И носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза) – (на себе показывать шерсть
На лбу,( щипательными движениями)
Ушах, На шее, На локтях, Есть на носах,
На животах, Коленях И носках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Значение пальчиковых игр и упражнений для развития детей раннего возраста".

В материале раскрывается значение пальчиковых игр и упражнений для развития ребенка, в том числе и для развития речи....

Значение пальчиковых игр и упражнений для развития детей раннего возраста.

В материале раскрывается значение пальчиковых игр и упражнений для развития ребенка, в том числе и для развития речи....

«Поэтапность упражнений по развитию детей раннего возраста с отклонениями в развитии»

В данной презентации описаны этапы упражнений по развитию детей раннего возраста с отклонениями в развитии....

: «Использование кинезиологических упражнений для развития детей раннего возраста»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук, является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того,...

Консультация для родителей "Влияние кинезиологических игр и упражнений на развитие детей раннего возраста"

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.Кинез...