Семинар-практикум Тема выступления: «Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

шестакова ирина владимировна

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.

Цель моей работы подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie_shestakova_i_v.docx869.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий детский сад «Лебедь» Общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области.

Семинар-практикум

«Технология развития критического мышления в условиях реализации ФГОС третьего поколения».

Тема выступления:

«Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».

                 Подготовила воспитатель:

Шестакова Ирина Владимировна.

2023г

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен. Многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов.

Цель моей работы подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить. В своей работе с детьми я использую такие технологии развития критического мышления как Приём «Синквейн» и Прием «Кубик»

Приём «Синквейн»

Что такое «синквейн»? Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

1) имя существительное, тема

2) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова

3) действие предмета (подбираем глаголы) – три слова

4) фраза, выражающая отношение автора (ребенка) к теме

5) слово-синоним к первому слову на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы

Так как  не все дети 5-6 лет умеют читать, запись производится графически, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн.

Как это происходит? Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:

1. Береза.

2. Высокая, стройная.

3. Растёт, радует, висят сережки.

4. Береза символ России.

5. Дерево.

1 Заяц.

2 Маленький, трусливый.

3. Прыгает, бегает, прячется.

4 Заяц зимой меняет серую шубку на белую.

5 Дикое животное.

Приём «Кубик»

Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Кубик представляет собой объёмную фигуру, каждая сторона кубика несёт вопрос.

Работа с кубиком строится следующим образом: Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, который выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Кубик бросают все дети по очереди. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Как это происходит? И так - каждая сторона кубика несёт вопрос:

Картинка изображаемого предмета.

C:\Users\Ирина\Desktop\кубик\IMG_20220607_155631.jpg

Кубик Тема «Животные».

1.Окрас?

2 Части тела.

3.Где живет?

4. Чем питается?

5.Как называются детеныши?

6.За и против (польза и вред для человека).

C:\Users\Ирина\Desktop\кубик\IMG_20220607_154839.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\кубик\IMG_20220607_154734.jpg

Кубик Тема «Времена года».

1. Какая погода?

2. Как меняется одежда?

3.Что происходит с растениями?

4.Что происходит в жизни птиц?

5.Что происходит в жизни животных?

6.Детские забавы.

C:\Users\Ирина\Desktop\кубик\IMG_20220607_155208.jpg C:\Users\Ирина\Desktop\кубик\IMG_20220607_155324.jpg

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.

Источники:

Статья журнал "Хочу ребенка"

https://www.7ya.ru/article/Razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-detej/

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_kriticheskogo_mishleniya_u_doshkolnikov_po_092317.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)

Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности с дошкольниками

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс строится на основе системно - деятельностного подхода, использования инновационных психолого-педагогических технологий, предполагаемые задания носят ли...