КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мальникова Наталия Евгеньевна

Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе.

На логопедических занятиях по темам  педагог-логопед решает множество различных задач, как в познавательном, так и в речевом развитии детей, что так важно для детей с общим недоразвитием речи.

В представленном Вашему вниманию НОД мы показали пример проведения логопедического занятия по теме «Наша Родина – Россия». В ходе занятия дети отвечали на вопросы педагога, объясняли смысл русских слов, придумывали новые слова, упражнялись в чтении и проведении звукового анализа слов.  Это занятие  понравилось и  запомнилось дошкольникам!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД  С  ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ

 «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Домажирова Ольга Владимировна,   Мальникова Наталия Евгеньевна,

учителя-логопеды,   МБДОУ «Детский сад № 40«Радуга», г. Саров,

Нижегородская область,   2023 год

Пояснительная записка.

Цели:

  1. Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за неё.
  2. Воспитывать  уважительное отношение  к Государственному флагу Российской Федерации.

Задачи:

  1. Активизировать словарь по теме, работать  над обобщающими понятиями: страна, город, столица.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложениях по родам, числам, падежам.
  3. Упражнять в умении образовывать сложные слова, различать однокоренные слова на слух, проводить звукобуквенный анализ слов, подбирать нужные предлоги в предложениях.
  4. Формирование умения ориентироваться в пространстве.
  5. Расширять кругозор.
  6. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление,  общую и мелкую моторику.
  7. Воспитывать уважение к русскому народу, государственным символам, помочь осознать детям свою причастность к жизни страны.

Состав группы 10 детей: 7 мальчиков, 3 девочки.

Актуальность.

Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе. На логопедических занятиях по темам  логопед решает множество различных задач, как в познавательном, так и в речевом развитии детей, что так важно для детей с общим недоразвитием речи.

В представленном Вашему вниманию НОД мы показали пример проведения логопедического занятия по теме «Наша Родина – Россия». В ходе занятия дети отвечали на вопросы педагога, объясняли смысл русских слов, придумывали новые слова, упражнялись в чтении и проведении звукового анализа слов.  Это занятие  понравилось и  запомнилось дошкольникам!

Место НОД – логопедическое занятие, проводится в утренние часы.

Форма проведения – групповая речевая деятельность.

Предполагаемый результат: дети знают название страны, городов России, государственные символы. С уважением относятся к своей Родине.

Пропедевтическая работа и методы и приёмы педагогической деятельности:

  1. Выставка рисунков на тему «Если скажут слово Родина».
  2. Прослушивание песен о Родине.
  3. Речевая игра «Объясни словечко».
  4. Дидактическая игра «Белый — синий — красный» с цветовыми сигналами.
  5. Выкладывание флажка из счётных  палочек.
  6. Разучивание хоровода «Березка».
  7. Раскрашивание детьми герба Москвы.
  8. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  9. Беседы и рассказ о неофициальных символах России.
  10. Рассматривание российских монет.
  11. Экскурсия в русскую избу.

Дидактическое оснащение и оборудование: демонстрационные картины (Кремль, богатыри, природа, государственные символы  и др.), флажки российские на каждого, кассы, пеналы.

Словарная работа:

Существительные: Россия, Родина, Родина-матушка, Русь, страна, город, Саров, Отечество, отчизна, флаг, народ, государство, жители, россияне, богатыри, победоносец,  березка, матрешка, почки.

Прилагательные: краснокаменный, златоглавый, двуглавый, белоствольные,

родной, нарядный, героический.

Глаголы: находится, защищать, родиться, распустились.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент. Речевая игра «Скажи по-другому».

Логопед: - Ребята, скажите, где мы с вами живем?

Дети: - В городе  Саров.

Логопед: - Какие города еще знаете?

Дети: - Н.Новгород, Москва, Сочи …….

Логопед: - Как мы скажем, где все эти города находятся, одним словом?

Дети: - В России.

Логопед: - Назови по-другому?

Дети: - Страна, Родина, Родина-матушка, Русь, отечество, отчизна.

2 часть. Основная часть занятия.

Речевая игра «Мой, мое, моя, мои»

Логопед:- Я назову слово, а вы скажете чье оно.

Логопед:- Родина.

Дети:- Моя Родина.

Логопед:- Флаг.

Дети:- Мой флаг….. И т.д.

(слова: Родина, Россия, флаг, народ, город, государство, страна, жители, россияне, богатыри, Отчизна, Отечество, Саров….)

Дидактическая игра «Над — под — между».

Логопед:—        Подумай и скажи, какая полоса у флага России: первая сверху; над синей; третья сверху; под белой; между белой и красной; третья снизу.

Игра на развитие слухового восприятия  «Подними флажок, если услышишь слова - родственники».

Логопед: - Подними флажок, если услышишь слова – родственники:

Герой - горы – героизм – героический

Щит - защитник – защищать – защелка

Родина – родиться - родня – народ – родной – нарядный - родители.

Речевая игра «Объясни словечко»

Логопед: - Ребята, посмотрите на наш герб. Такого орла называют ДВУГЛАВЫЙ, объясните, почему?

Логопед: - На этой картине нарисован самый главный кремль в нашей стране, его называют КРАСНОКАМЕННЫЙ, почему, как вы думаете?

Логопед: - Посмотрите, какие красивые березы на этой картине, их называют БЕЛОСТВОЛЬНЫЕ, почему?

Дети вместе с логопедом проговаривают сложные слова, выборочно, индивидуально прохлопывают (победоносец, краснокаменный, златоглавый, двуглавый, белоствольные, драконоборец.)

Динамическая пауза  «Березка»

Березка моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки.

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Встали. Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Руки вверх – вдох.

Опустили руки – выдох.

Речевая игра «Исправь предложения»

Логопед: - Ребята, возьмите карточки, посмотрите, что на них написано?

Дети: - Предложения.

Логопед: - Предложения неполные, подумайте, что нужно добавить, чтобы предложения получились правильные, красивые

Дети читают предложения, вписывают недостающие предлоги.

Логопед: - Посчитайте сколько слов в первом (втором, третьем…) предложении, какое самое короткое слово, которое оно по счету?

                        Мы живем …. (в) Сарове.

                        Дети подошли  ….(к)  березе.

                        Русских матрешек делают …(из)  дерева.

                        Лодка плывет …(по) реке Саровка.

                        Почки распустились (растут) ……(на)  березе.

Проведение  звукобуквенного  анализа  слова.

Логопед: - Ребята, подойдите все к столу, посмотрите какие-то буквы рассыпались по столу, отгадайте какое это слово?

Дети на магнитной доске выкладывают слово БЕРЕЗКА все вместе.

Логопед: - Скажите, сколько слогов в этом слове?

Дети: - Три.

Логопед: - Назови это слово по звукам.

Ребенок называет слово по звукам, стараясь не смотреть на доску.

Логопед: - Выложите это слово из букв кассы у себя на столе.

Логопед: - Давайте выложим звуковыми фонариками наше слово, вспоминаем

                Гласный звук – фонарик …красный

                Твердый согласный – фонарик…..синий

                Мягкий согласный звук – фонарик ….зеленый

Логопед: - Из букв, входящих в слово БЕРЕЗКА, составьте как можно больше других слов.   (река, рак, зебра, резка, бар, бак, краб….)

3 часть. Заключительная.

Логопед: - Ребята, расскажите, в какие игры мы сегодня играли. Кому, какая игра понравилась и почему?

Дети рассказывают о запомнившихся речевых играх.

Логопед: - Какие слова про нашу Родину Россию вы запомнили?

     Дети называют запомнившиеся слова.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М.: ЦГЛ., 2005г.
  2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В: Чиркина. — М.: Дрофа, 2009. — 189, |3| с.
  3. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ./ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ « Сфера», 2005г.
  4. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Методическое пособие. Саров, 2001г.
  5. Шорыгина Т.А. Наша Родина  - Россия. Методическое пособие.  – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (Детям о самом важном).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....