Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «От колоска до хлебушка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Аршинцева Ирина Владимировна

Цель: Знакомство детей с украинской народной сказкой "Колосок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «От колоска до хлебушка»

Цель: Знакомство детей с украинской народной сказкой "Колосок".

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить знания детей, какие бывают крупы.

- Обогащать знания детей о том, что готовят из круп;

- закреплять у детей способ словообразования относительных имен прилагательных и согласования их с именами существительными

- Учить выделять характерные признаки персонажей при обсуждении имен героев сказки.

- Познакомить со значением слов «намолотил»(зерна) – «намолол» (муки).

Развивающие

- Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители.

- Развивать творческую инициативу и самостоятельность при обсуждении и беседе по содержанию сказки.

- Развивать смекалку при отгадывании загадок;

- обогащать тактильный опыт в игре «Угадай на ощупь»,

- Развивать внимание и зрительную память при прочтении сказки с опорой на условные заместители, наблюдательность и умение делать выводы, умозаключения, умение рассуждать и отвечать на вопросы по содержанию.

     - Упражнять в умение согласовывать движения и текст при

      проведении физминутки «Колосок».

- Развивать воображение.

Воспитательные:

– Учить внимательно слушать, запоминать образное содержание сказки и охарактеризовывать поступки персонажей.

- Воспитывать умения слушать ответы товарища до конца.

Материалы и оборудование:

Произведение «Колосок», мнемотаблица, дидактическое пособие «Колосок», запись крика петуха, картинки, клей. Блокноты по количеству детей.

Ход занятия:

Звучит крик петушка- Кукурекуууууу!!!!!

Воспитатель: Кто это?

А я знаю про него загадку (читает) :

Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив словно порох. (Петух)

А вот еще одна:

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому, что до темна

В норке прячется она. (Мышка)

-А что любят кушать и петушок и мышонок? Где растут зернышки?

(ответы детей)

_ Ребята,я вам сегодня принесла колосок. Давайте его рассмотрим,потрогаем.

Дети рассматривают колосок,эёрнышки,как они расположены,какого цвета,как пахнут  и т.д.

Воспитатель: А какие крупы вы знаете?

(ответы детей)

- Что из круп можно готовить? - каша, испечь хлеб, пироги.

Из гречки сварили кашу - какая?

Из пшено –пшенная и т.д.

Воспитатель: (показывая пшеничные зерна): - Что делают из этих маленьких зерен? ( хлеб - самая главная еда)

- А какие вы знаете пословицы о хлебе?

· Хлеб всему голова.

· Без хлеба не будет обеда.

· Хлеб - батюшка, вода - матушка.

 Физминутка

Воспитатель: - А теперь я превращаю вас в маленькие зернышки, которые лежат на земле (дети приседают),  а теперь зёрнышки выросли(встают),на ветру качаются,созревают и в колосок собираются (встают по несколько человек,крепко оюнявшись)…..

В: - Есть очень интересная  сказка "Колосок". Хотите послушать?

Дети садятся полукругом на стулья .

Чтение сказки

 Беседа по произведению начинается  с последней фразы из сказки «Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать»

Воспитатель: А вы согласны с этим? ( ответы детей)

Воспитатель: Кто такие «лодыри « и «лентяи»? (Это те, кто не хочет трудиться и всегда ленится)

Воспитатель: Кто в этой сказке лентяи? (Мыши)

Воспитатель: Как их звали? (Круть и Верть)

Воспитатель: Почему их так звали?(Они крутились и вертелись) Что еще можно про них сказать? шустрые, озорные, шаловливые, игривые.

Воспитатель: Как звали петушка?(Голосистое горлышко). Почему?

Воспитатель: Петушка можно назвать лентяем? (Нет, петушок трудился)

Воспитатель: Как можно назвать петушка? (Трудолюбивый) «Трудолюбивым быть…» (хорошо – плохо). (Дети высказывают суждения, почему плохо или хорошо быть трудолюбивым: всё уметь, быть здоровым или мало времени играть и т.д.)

Как еще можно назвать петушка?( Хороший, справедливый, спокойный);

Воспитатель: Что делал петушок? (Подметал двор)

Воспитатель: Что он нашёл во дворе?(Пшеничный колосок)

Воспитатель: Что сделал петушок с колоском?(снёс на мельницу, обмолотил, замесил тесто, затопил печь, испёк пироги)

Объяснить значение слов НАМОЛОТИЛ(зерна) – НАМОЛОЛ (муки). Показ движений детьми! Выслушивая ответы детей, зачитываются отрывки из сказки с целью уточнения и закрепления.

Воспитатель: Что в это время делали Круть и Верть? (они пели,     плясали, играли в «прятки»)

Воспитатель: Петушок звал мышей к столу? (Нет, они сами прибежали, проголодались)

Воспитатель: Как их проучил Петушок?(Напомнил, что он всё делал один)

Воспитатель: Почему мыши вышли из-за стола?(Им стало стыдно)

Дополняю и уточняю ответы детей отрывками из сказки. Использую подсказки детей и наводящие вопросы.

Рефлексия: - С каким произведением мы познакомились?

- Правильно ли поступил петушок?

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- Как бы ты поступил на месте петушка?

- Как мышата могут исправить свою ошибку?

- Чему учит нас эта сказка? (нужно любить труд, быть добрыми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Дикие животные»

Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию в средней группе«Дикие животные»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка"

Развитие умений разыгрывать знакомые сказки в играх драматизациях. Формировать  связную речь детей, слуховое восприятие, интонационную выразительность. Обогащать и активизировать словар...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме «Весна»

Цели: формирование навыков составления рассказа при помощи мнемотехники.Задачи:Образовательные:- активизировать предметный и глагольный  словарь детей по теме «весна»;- продолжат...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в средней группе тема: «Овощи»

Данное занятие будет итресно для педагогов групп среднего дошкольного возраста и может пригодися пр подготовке к открытым мероприятиям...