Использование технологии "Сторителлинг" для развитие речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Косилова Олеся Николаевна

Технология «Сторителлинг» пришла к нам из бизнеса, разработана Дэвидом Амстронгом, главой крупной международной корпорации. Дословно «Сторителлинг» переводится с английского как «рассказывание историй», это своеобразный способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. На данный момент технология сторителлинга активно применяется в педагогике. Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Виды сторителлинга: классический, когда история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании этого вида педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории. Педагог задает основу события, формирует его проблемы, цели и задачи. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В любой истории должен быть герой. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать. Цифровой вид – это формат, в котором рассказывание истории дополняется/ сопровождается визуальными компонентами ( картинками, презентациями, видео).
Алгоритм составления историй:
1.Вступление должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: Когда – то давным – давно…., Садитесь поближе, я вам расскажу…., Однажды…., Жили – были…, Это произошло темной и дождливой ночью…, наш герой понятия не имел, что его ждет…
2.Развитие событий. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становиться все напряжённее.
3. Кульминация: именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4.Заключение: должно быть кратким, оно подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала.
Методы применяемые в сторителлинге:
1.Кубики историй. На кубиках изображены картинки, символы, которые знакомы детям. Каждый кубик – это часть истории, о которой дети будут рассказывать.
2. Карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским ученым филологом – фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов или функций. Используя карты Проппа, можно научить ребенка видеть структуру сказки, что облегчит в дальнейшем ее запоминание. Работа с картами Проппа: 1. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка). 2.Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа. 3. Пересказ с опорой на карты. 4. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5- 8 карт, придумывается герой, его союзники, противники.
3. Составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал сам автор. Но сочиняя таким образом все равно есть вариативность историй, ведь каждый ребенок наделяет персонажа качествами, переживаниями и по – своему интерпретирует изображения.
4.Детские книги – виммельбухи. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книги большого формата с небольшим количеством разворота. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание, способствуют сочинительству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...