Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 5 – 6 лет с использование технологии «синквейн» на тему «Домашние животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусак Светлана Михайловна

Цель: развитие связной речи через инновационную технологию«синквейн».

 Задачи: 
Образовательные
:  

- закреплять и расширять словарь по теме «Домашние животные»;

- обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами;

- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать умение составлять предложения по картинкам;

- продолжать учить составлять «синквейн», опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам.

 Развивающие:

- развивать у детей связную речь, память, внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, творческое воображение, общую моторику.

 Воспитательные:

- воспитывать любовь к домашним животным;

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.docx565.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55

Тел. 8(83177)35698; e-mail:detskiysad-18@mail.ru

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 5 – 6 лет с использование технологии «синквейн» на тему

«Домашние животные»

Разработала:

 воспитатель: Гусак С.М.

1 квалификационной категории

Городской округ город Выкса

2022 г.

Конспект занятия по развитию речи на тему

«Домашние животные» (с использование технологии «синквейн»)

Направления  воспитания: познавательное.

Возрастная группа  детей: старшая группа (5-6 лет)

Цель: развитие связной речи через инновационную технологию «синквейн».

 Задачи: 
Образовательные:  

- закреплять и расширять словарь по теме «Домашние животные»;

- обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами;

- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать умение составлять предложения по картинкам;

- продолжать учить составлять «синквейн», опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам.

 Развивающие:

- развивать у детей связную речь, память, внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, творческое воображение, общую моторику.

 Воспитательные:

- воспитывать любовь к домашним животным;

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Ожидаемые результаты: к концу занятия  у детей получилось  составить  «синквейн», используя  схему.

Основные участники: дети старшей  группы 

Методические приемы: организационный момент,  загадки, объяснение; вопросы; художественное слово; индивидуальная работа; физкультминутка;  похвала.

Демонстрационный материал. Набор картинок по заданной теме, схема составления «синквейна».

Раздаточный материал. Карточки с изображением домашних животных; медали для награждения. 

Предварительная работа: беседы; разучивание стихов; пословиц; чисто-говорок; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с домашними животными;чтение художественной литературы; просмотр презентаций «Домашние животные»; составление рассказов по мнемотаблице.

Ход занятия:

Организационный момент.

(Дети  играют, звучит «голос котенка»)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, чей это голос? (ответы детей).

Вы видите его?

Ой, посмотрите, к  нам котенок прибегал и раскидал все картинки, давайте их соберем. (Дети собирают картинки, называют, вместе  с воспитателем расставляют  на  доске).

Воспитатель (предлагаю детям  вспомнить загадки о домашних  животных): Ребята кто желает  загадать загадку о  домашнем  животном?

 (Дети по желанию загадывают загадки, разученные  ранее).

 Загадки:

В магазине не была, на базаре не была.

А домой пришла – молока принесла.

Молоко кому? Хозяину своему            (корова).

    По лугу ретивый скачет,
   Там резвится и лихачит,
    Кормим мы его овсом
,
    Скачем мы на нем верхом
        (конь).

   

    Человеку верный друг,

    Чутко слышу каждый звук.

    У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух……        (собака)

 

   Толстовата, неуклюжа

   Любит грязь и любит лужи,

   Любит спать и любит хрюкать,

   Пяточком в грязи похлюпать…        (свинья).

Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошие загадки загадали и всех животных назвали. Скажите, а какие это животные? Назовите всех животных   одним словом? (ответы детей). 

Почему этих животных называют домашними? (ответы детей).

Воспитатель:  Вот и получился у нас не большой  скотный двор.

-Что-то  наши  домашние  животные  грустят.

Поиграть они с вами  хотят!

Воспитатель  предлагает  игру  «Подбери признаки»

Воспитатель берёт в руки  по одной картинке и предлагает придумать  по одному слову –признаку (прилагательное) о каждом  животном: -  Я назову слово-признак о кошке, например, передам кошечку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак. И так о каждом животном.

Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая, добрая и т.д.

Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая, грязная и т.д.

Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый, быстрый  и т.д.

Корова (какая?) – большая, рогатая, пятнистая, милая, мычащая и т.д.

Воспитатель: Молодцы!

Предлагаю  отдохнуть, провожу  

Физкультминутку  «Домашние животные» (дети   выполняют  имитационные  движения)

Вокруг себя вы повернитесь, и в домашних животных превратитесь, покажите, как:

- кошка умывается,

- козлик бодается,

- скачут лошадки,  

- собака хвостиком виляет,

- корова  жует.

Молодцы! Вокруг себя вы повернитесь  и в дошколят превратитесь

Воспитатель: Играем  дальше. Игра «Назови, что делает животное?»

Предлагаю  детям   игру  с мячом.

А что делают домашние животные?

Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)

Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т.д.)

Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)

Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)

Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)

Воспитатель: Молодцы! Много слов назвали. (Предлагаю детям  отгадать загадку):

Написал стишок про кошку

Мальчик Вова,  мой сосед-

Значит Вова хоть немножко,

Хоть чуть- чуть уже…               (поэт). 

Предлагаю Вам  на  несколько минут перевоплотиться в поэтов и составить  необычное короткое  стихотворение-загадку о  любимом  домашнем питомце. Хотите? (ответы детей). 1,2,3  повернись и в поэтов превратись.

( У доски  приготовлен  демонстрационный   материал: карточки, схемы для  составления  «синквейна». На  столах у  детей раздаточный материал  для каждого ребенка).

Напоминаю правила и  схему составления   «синквейна»  загадки:

  1. Первая строка синквейна – отгадка, состоящая из одного слова (обычно существительное, о котором идёт речь), его  мы  не называем.
  2. Вторая строка – два слова. Это описание признаков предмета или его свойства.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, о чем говорится в загадке.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – ассоциация, связанная с предметом, о котором говорится в загадке, синоним.

Воспитатель: Кто желает  придумать  синквейн  - загадку  у  доски?

Составление «синквейна» по индивидуальным картинкам.

(На доске: схема составления «синквейна»)

 (Один ребенок  выходит  к доске, остальные  работают  за столами  с раздаточным   материалом: составляем «синквейн-загадку», о домашнем животном).

(Воспитатель подходит к каждому индивидуально, помогает детям, задает  вопросы, дает указания, хвалит).

Воспитатель: Молодцы, я вижу уже  многие ребята   придумали  свои  загадки, готовы загадать их детям? (ответы детей). Сначала мы слушаем «синквейн» - загадку  ребенка,  стоящего у доски.

(Ребенок, работающий у доски, рассказывает  короткое  стихотворение  и  предлагает  отгадать  домашнее животное, которое он  задумал).

I.  (Кто?) ?   (картинка закрыта)  Кошка  

II. (Какая?) http://fly-fishing.ru/media/material_picture/bear.jpg  Пушистая, https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614285985_88-p-chernii-fon-s-belimi-poloskami-95.jpg  полосатая.

III.(Что делает?) I:\умывается.jpegУмывается, C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png лакает, I:\царапки.jpgцарапается,

IV. (Какую пользу приносит?) I:\ловить.jpg ловитI:\мыши.jpg мышей

https://libking.ru/uploads/posts/pictures/594293-i_006.png птиц.

V.  (Кто?) I:\домашние животные.png Домашнее животное

                         

Воспитатель: Какое  домашнее животное загадал нам  (имя ребенка)?……..

Почему  ты  решил, что это кошка?

А ты  как  понял, что это  кошка?

Ребенок  у доски   переворачивает  картинку и мы все  видим  отгадку:

https://babyimages.ru/kartinki/kot-kartinka-02.jpg

Кто  еще  хочет  загадать свою загадку?                

(Дети загадывают свои  загадки стихотворения. Воспитатель выслушивает, помогает  вопросами, все остальные  отгадывают придуманные синквейн –загадки).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. Вы справились! У вас  получились красивые, интересные  загадки – стихи, о домашних  животных.

А нам  пора возвращаться в детский сад. 1,2,3 повернись из поэтов в ребят превратись.

Воспитатель: (проводит рефлексию)

-Вам понравилось быть поэтами?

-Это  сложно  или  легко  сочинять  короткие стихи?

-Что было самым  трудным?

-Что было самым  легким?

-Скажите, о  ком мы сегодня придумывали короткие стихи - загадки?

-Почему их называют домашними животными?

-О ком  Вы бы  хотели еще придумать  короткие  загадки?

(Дети высказывают  свои мнения)

Вы молодцы! Сегодня  вы  смогли  придумать  много  коротких  стихотворений  загадок  о домашних животных.  Я хочу вручить  Вам  памятные  медали с  изображением  любимых домашних  животных.

(Воспитатель награждает детей медалями с изображением домашних животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы с использованием мнемотехники по теме: «Осень»

Это занятие поможет педагогам с помощью мнемотаблиц рассказать о времени года "Осень"...

Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4-5 лет Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Чайник»

Конспект  занятия по развитию связной речи  с детьми 4-5 летТема: Пересказ рассказа Л. Толстого  «Чайник»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Домашние животные"            ...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. «Путешествие в деревню».

Цель: освоение детьми обобщённых способов составления творческих рассказов по картине. Задачи: 1. учить подбирать точные определения при описании объектов, изображённых на картине. 2. формировать у...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Рассказ по картинам из серии «Домашние животные»

Материал обучает детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений......