Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста
статья по развитию речи

Султашева Виктория Александровна

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься развитием грамматики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

  Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребёнка дошкольного возраста.

Учитель-логопед :Султашева В.А

Речь  -  важнейшая психическая функция человека. Обучая ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Проблемы в речевом развитием на начальных возрастных ступенях впоследствии,  компенсируются с большим трудом.

 Речь состоит из таких компонентов как:

- фонетика;

-  лексика;

- грамматика;

- связная речь.

В период дошкольного детства все речевые компоненты интенсивно развиваются. Развитие происходит неравномерно: каждый речевой компонент в какой-то определенный момент имеет период интенсивного развития, при этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности.  В определенный возрастной период эти процессы синхронизируются, выравниваются и создают  в совокупности целостный ансамбль  речевой деятельности.

Происходит  это в период дошкольного детства, наиболее благоприятный (сензтивный) для речевого развития.

Какова же роль родителей в формировании словаря дошкольника? Надо понимать, что даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить связные высказывания, поскольку только при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

 Как  формируется  грамматический  строй  речи у детей дошкольного возраста?

      Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию:

-в развитии мышления и речевого общения,

-в планировании и организации деятельности ребенка;

-самоорганизации поведения;

-в формировании социальных связей.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях  (высокое дерево) и предложениях (Я вижу высокое дерево.)

Различают два уровня грамматической системы:

морфорлогический и                                    синтаксический -

предполагает умение владеть                 умение составлять предложения,

приемами словоизменения и                  грамматически правильно словообразования                                   сочетать слова в предложении.

Формирование грамматического строя языка является «спонтанным» (А.В. Запорожец) процессом. То есть ребенок   овладевает грамматической системой языка непроизвольно, из речи которую он слышит в процессе взаимодействия с окружающими.

Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами (предложениями). Именно в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой- то законченной мысли.

К трем годам ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка:

- усваивает падежные окончания;

- усваивает некоторые формы глагола;

- начинает согласовывать прилагательные с существительными;

-используют простые распространенные предложения с наиболее употребляемыми  предлогами (-на, в, под);

- бессоюзные сложносочиненные предложения.

В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Хотя он верно связывает слова в предложения, согласует их в роде  и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляются еще очень редко. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

К четырем годам речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще не достаточна точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении. Насколько интенсивно пополняется словарь ребенка, настолько качественнее овладевает ребенок грамматическим строем языка. На вопросы взрослых дети все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.                                                                                            В этом же возрасте зарождается  словообразование и словотворчество, которое происходи в тесной связи с обогащением словаря.

Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов).

Какие отклонения в усвоении грамматического строя речи могут встретиться?

Необходимо взрослому поправлять ребенка если он:

-неправильно употребляет падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (много лопат, детев, косит сену. причесали волоса, у меня в шкафе, в носе);

- склоняет несклоняемые слова (кофею, какава, по радиву);

- неправильно употребляет множественное число существительных(окны, деревы, поезды);

- неправильно употребляет форму глаголов(они бежут, мы хочем, мы рисоваем);

- не согласовывает слова в предложении(глаголы с существительными в числе, прилагательные с существительными в роде «Где мой красный пальто?»);

- допускает нарушения в структуре предложения.

- неправильное построение сложных предложений. «В который я положила ящик сломался.», « Мишка шел и увидел зайца и сказал ему Мишка».

- неправильный порядок слов в простых предложениях. «На картине нарисовано цыплят разных пять».

Что делать родителям? 

Развитием и формированием грамматического строя речи занимаются  педагоги и логопед на логопедических занятиях в детском саду, родителям необходимо также развивать  грамматику в домашних условиях. В данном случае обучающий процесс проходит естественно и ребенок даже не подозревает о том, что идет какое-либо педагогическое воздействие.

Когда заниматься развитием грамматики:

 -  во время общения с ребенком (беседы и совместной деятельности),

 -  во время игр (настольных, подвижных, ручная деятельность),

-  во время режимных моментов,

 -  на прогулках,

-   во время чтения и обсуждения   художественной литературы.

В домашних условиях родителям необходимо развивать грамматические нормы языка, такие как словоизменение и словообразование.

 Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.п.) без изменения при этом основного значения слова (стол, столом, столы – выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом остается столом.)

При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова (стол, столик, столовая, настольный, столица – являются уже разными словами, а не формами одного слова).

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования – лишь к 7-8 годам. Сроки условны и при нормальном речевом развитии могут опережаться.

Как правильно изменять слова и согласовывать их друг с другом?

Научить ребенка правильно изменять имена существительные единственного числа по падежам.

 Изменение по падежам конкретного существительного.

Игра с мячом, карандашом.(изменение сущ. по падежам)

И.п. У меня есть что? (мяч, карандаш)

Р.п. У меня нет чего? (мяча, карандаша)

Д.п. Я иду к чему? (к мячу)

Т.п. Я играю, пишу чем? (мячом, карандашом).

Изменение по падежам разнообразных существительных.

Игра на развитие правильного употребления  существительных в Р.п.

«Сломанные игрушки» (по картинкам и на примере)

Чего нет у куклы, машины? (колеса). Аналогично «Недорисованный элемент». По картинкам (назвать и дорисовать).

Игра на развитие правильного употребления  существительных в Д.п.

 «Кому какая еда?». Молоко мы дадим кому? – кошке, Сыр мы дадим кому? - мышке.

«Кому мы дадим этих детенышей?» ( животные).

 Кому мы дадим олененка? – оленю.

Игра на развитие правильного употребления  существительных в В.п.

 «У кого что?» (по картинке).

- Что мы видим у кошки?  -  лапы, - Что мы видим у козла? - бороду. «Кого куда поселим?». - Кого мы поселим в будку? Собаку. - Кого мы поселим в нору? Лису.

    Как беседовать по картинкам  к художественным произведения?

Пример : Сказка «Теремок».

- Кого первого пустила мышка в теремок? (лягушку)

- Кого еще? (лису)

Игра на развитие правильного употребления  существительных в Т.п.

 - «Кто кем работает?» (по профессиям, используя картинки).

- Кем работает этот человек? (поваром). «Подбери правильно слово». -  Рисуем чем? (карандашом).

 - Подметаем пол чем? веником.

Научить ребёнка образовывать множественное число И.сущ. (лучше по картинкам).

Это лампа - а это лампы;

Это дом – а это дома …..

Научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными.

Игра «О чем можно сказать?». Подбираем прилагательные мужского, женского и среднего рода, ед. и множ. числа, которые обозначают цвет, форму, величину, качества, свойства.

 - О чем можно сказать: голубое? (Голубое небо).

 - О чем можно сказать: голубая? (Голубая вода).

- О чем можно сказать: голубой? (Голубой ручеек).

- О чем можно сказать: голубые? (Голубые облака).

Игра «Добавь слово».

     Например: высокий и зеленый

М.р.  Куст какой? ……

Ж.р.   Трава какая? ………. С.р. Дерево какое? ………

Мн.ч.Деревья какие? …….

Аналогично спелый и сочный.

Игра «Добавь прилагательные к существительному»

Самостоятельно подобрать по несколько прилагательных.

Например: Снег какой?...

Река какая? …

Море какое…

Леса какие?...

Учить согласовывать существительные с числительными:

считать до пяти существительные м.р., ж.р., с.р.

Учить употреблять предлоги.

Изменение существительных по падежам, используя предлоги.

Очень важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Значение каждого предлога объясняется отдельно, объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах, затем картинках, необходимо и использование схем.

Игра с живыми предметами.

Возьмите карандаш, книгу перемещая данные предметы спрашивайте ребенка «Где книга, карандаш?».

Ребенку необходимо правильно употребить предлоги НА, В, ПОД, НАД, ОКОЛО и при этом правильно произнести окончания.

Играть по картинкам.

Игра «Что с  чем можно сделать?» (по вопросам )

С чем можно сделать бутерброд? (с маслом, с сыром, с колбасой).

 С чем можно сделать пирог? (с капустой, с рыбой, с мясом).

Игра «Что из  чего можно сварить суп?».  Из чего можно сделать игрушки? (из дерева, из картона, из бумаги, из ваты, из пластилина).

 Из чего можно сшить одежду? ( из ткани, из кожи, из меха).

Как  образовывать новые слова.

   1.Учить образовывать существительные при помощи уменьшительных суффиксов.

  « Большой и маленький»

 - Вот это мяч, а маленький ….

«Назови ласково».

  - Катя, а как скажем ласково? ….

2. Образование названий детенышей животных и птиц:

У кошки ___________

У гуся _____________

У лисы  ____________

У утки _____________

3. Образование однокоренных существительных.

« Что куда положим»

Игра «Магазин посуды»

 Для хлеба – хлебница;

 для сахара – сахарница;

  для мыла - мыльница и др.

Учить образовывать имена прилагательные.

Образование относительных прилагательных

    (обозначающих материал, из которого сделан предмет):

«Что из чего сделано?»

- стул из дерева – деревянный;

- шуба из меха - …

- дом из камня - … и.т.д.

Аналогично: резиновый, железный, бумажный, пластмассовый. Используя существительные мужского, женского и среднего рода.

Образование притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность): «Это чье?». - у лисы хвост – лисий, и уши тоже …,

- у зайца хвост …,  - у мамы тапки .., а у дедушки..

  Используем и. сущ. м.р., ср.р., ж.р. единственного и

  множественного числа.

Учить образовывать глаголы при помощи приставок.

Образование приставочных глаголов.

Игра «Назови действия правильно». (По картинке и демонстрируя вживую)- - - Что делает мальчик?  - Идет. - Что делает сейчас? - Выходит.

- Что он сделал затем? Переходит …

Игра «Закончи предложения».

- Весной птицы прилетают, а осенью …

- Воду в стакан наливают, а из стакана...

- В дом входят, а из дома ….». Образование глаголов совершенного вида(усваивается во время деятельности).

Рисовал – нарисовал,

Писал – написал.

Подведём итог: процесс овладения грамматическими нормами очень сложный. Подлинное использование ребенком всех грамматических форм и категорий происходит тогда, когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств во время общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, и т.д. Особенно раскрываются потенциальные возможности ребенка во время общения со сверстниками. Взрослым же необходимо набраться терпения и  быть чуткими к речи детей – постоянно поправлять речь детей.

Желаю успеха!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".

Рекомендации для родителей на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста", выполненные в виде буклета....

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребенка дошкольного возраста

В статье идет речь о роли родителей в формировании словаря дошкольника, грамматического строя речи. Затронуты вопросы возрастных этапов формирования грамматического строя речи.  Как заниматься ра...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой всловосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую исинтаксическую системы грамматического строя. Морфологическа...

Роль родителей в формировании грамматического строя речи у ребёнка дошкольного возраста.

В статье рассматиривается вопрос о формировании грамматического строя речи ребенка, какие могут быть отклонения, что при этом делать родителям, как развивать грамматический строй....

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...

Консультация для родителей: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"

Одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка служит речь, которая является основным средством общения людей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетлив...

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...